Бильярд Буркозел Домино

Городошный спорт - правила игры. Методика обучения игре в городки дошкольников: практический опыт Терминология и некоторые характеристики

Высшее общество

Для правителей игра в городки всегда были прекрасным способом показать: смотри, чернь, мы с тобой заодно! Биту кидали, к примеру, Николай II, Владимир Ленин и Иосиф Сталин (у Сталина была площадка на «Ближней даче». После попаданий он говорил: «Вот так мы им!», после промахов - нервно закуривал). В 2006 году Владимир Путин в Ижевске с двух ударов снес фигуру «часовые». А Юрий Лужков в 2009-м распорядился отстроить площадку во внутреннем дворике московской мэрии. Правда, насладиться игрой он так и не успел.


Игра в городки: фигуры

Городки в их нынешнем виде появились в 1923 году. Раньше кидали биту кто во что горазд, но тут партия поставила перед методистом С. В. Сысоевым задачу: сформулируй правила игры в городки - истинно народной игры, альтернативы буржуазному гольфу или бильярду. Сысоеву пришлось редактировать и названия фигур: вместо неблагозвучных «колбасы» и «очереди» появился идеологически верный «серп». До ревизии Сысоева использовалось более 150 названий фигур для игры в городки (часто разными словами называли одну комбинацию), после осталось 15.


Замах на рубль

Прожженные городошники верят в то, что в советские времена городки были вторым по популярности видом спорта после футбола (интересно, а доминошники в курсе?). Городошная площадка, мол, была обязательным атрибутом приличного пансионата наравне с трехразовым питанием и катамаранами на пляже. В 70-е годы палку с переменным успехом кидали более 600 000 человек, теперь городошников в 30-40 раз меньше. На игре в городки ведь не заработать: призовой фонд самого денежного соревнования в мире, Кубка мэра Москвы, составляет 250 000 руб.


Стыковка с миром

В Международную федерацию городошного спорта (IFGS) входят 10 стран: Россия, Украина, Беларусь, Молдавия, Латвия, Эстония, Казахстан, Германия, Финляндия и Швеция. По словам президента IFGS Евгения Артамонова, на ближайший ЧМ-2011 приедут игроки из Израиля, Норвегии и даже Канады. Большинство участников - наши эмигранты. В Германии, самой продвинутой городошной стране ЕС, городками заведует Эдвин Фезер: в союзные времена он работал в ПТУ в Челябинске, а теперь тренирует детей в Карлсруэ.


Правила игры в городки

Твоя задача - кинуть биту так, чтобы городки (5 деревянных цилиндров, из которых составлена фигура) вылетели из «города», квадрата со стороной 2 м. Первый раз кидаешь с 13 м; если городки по-прежнему в городе, но хотя бы один его покинул - повторяй бросок уже с 6,5 м. И так до победного. Чего сложного, спросишь ты? А то, что норматив мастера спорта - это 132 биты на 90 фигур. Про абсолютный рекорд в 109 бит (его в 1997 году установил Леонид Анискин) мы даже не говорим.


Был бы человек

Здесь тебе никогда не скажут: извини, ты не подходишь. Если можешь швырнуть биту - вперед. Возрастной «рекорд» региональных российских соревнований по игре в городки - 98 лет, самому юному участнику было 4 года. Слово Евгению Артамонову: «Главное качество спортсмена - психологическая устойчивость. Соревнования проходят по три часа, а проиграть все можно за одну секунду». Впрочем, и совсем легким физически это занятие не назовешь: спортсмен проходит около 2 км за тренировку и вдоволь приседает.


Сыграли в ящике

Если до включения в олимпийскую программу игре в городки - как до Луны, то включения в реалити-шоу The Amazing Race американского канала CBS они дождались. Суть шоу: участники должны пройти контрольные пункты в разных странах, выполняя задания с «национальной» окраской. В прошлом году в Петербурге игроки The Amazing Race должны были выбить три фигуры при игре в городки: «пушку», «звезду» и «колодец». «Весело было, - вспоминает Евгений Артамонов. - Одна команда прибежала на рубеж первой, а убежала последней: час попасть не могли».


Вам письмо

Классические правила игры в городки подразумевают выбивание 15 фигур. В «еврогородках» (те же правила, только играют полимерными битами) есть шестнадцатая фигура - «факс». В классических городках все фигуры, кроме «письма», профессиональный игрок может выбить с одной биты. Особенность «письма» в том, что городки укладываются по углам «города», а в центре лежит еще один городок - «марка». Раньше игрокам нужно было сначала «распечатать письмо» - выбить марку. А потом уж приниматься за остальные городки. На фигуру уходило минимум три биты. Теперь правило с «маркой» упразднили и письмо выбивается с двух бит.


Где играть

В России существует более 1000 городошных площадок, чаще всего играть на них можно бесплатно. Аренда инвентаря стоит от 50 до 100 руб. в час. Персональные наборы для игры в городки продаются в интернете за 700-4500 руб.


Палка о двух концах

Если думаешь, что бита - это обычная деревянная палка, то ты сильно ошибаешься. Если верить правилам игры в городки, это «стержень длиной не более метра», который состоит из:


1. Стакана Обычно его делают из стали. Стакан может иметь утолщения, обеспечивающие необходимую прочность биты.

2. Металлических втулок - помогают бите набрать вес (профессионалы обычно кидают битами весом 3,5-4,2 кг).

3. Вставок Чаще всего их делают из древесно-слоистого пластика или кизила - он гораздо прочнее дуба, не говоря уж о березе.

4. Ручки Ее делают из текстолитового стержня: он очень прочный и не стирается минимум 10 лет.


Брось ты это

Хочешь научиться выбивать фигуры? Игра в городки - это прежде всего правильный бросок.

Возьми биту в правую руку (если ты правша). Левой - слегка придержи. Согни правую руку в локте на 90°, локоть прижми к туловищу, а ладонь разверни вверх.

Поставь правильно ноги: стопа правой развернута под углом 30-45° к направлению броска, левая чуть впереди. Отведи правую руку назад и вниз, поверни корпус вправо. Правую ногу слегка согни в колене, перенеси на нее центр тяжести.

Разгон биты начинается сразу после завершения движения биты назад - с мощного разворота двух ног на носках с одновременным разворотом таза. Вслед за ногами и тазом резко разверни туловище и плечевой пояс.

При броске левый локоть должен сделать активное движение влево и назад. Этот рывок поможет удержать туловище от наклона вперед и развернуть плечевой пояс.

С началом разгона правая рука должна находиться как можно ближе к туловищу, чтобы обеспечить контроль над битой в момент мощного разворота ног и туловища. Кисть развернута в направлении броска, расслаблена и находится чуть позади линии руки.

В момент броска доверни кисть вперед, отпускай биту и молись, чтобы она попала в фигуру, а не кому-нибудь в окно. Запомни: при правильном броске бита должна лететь параллельно земле.

Nota bene: Бросок нужно сделать на вдохе.


Текст: Александр Беляев

Фото: Diomedia/Alamy, Legion-Media

Иллюстрации: Ириней Калачев

Светлана Самойлик
Первые шаги в обучении детей и взрослых игре в городки

ГОРОДКИ – старинная славянская игра. Её история насчитывает несколько веков. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси. Эта игра вошла в нашу историю как часть национальной культуры.

Игра в городки развивает глазомер , сообразительность, точность движений, укрепляет мышцы рук и туловища.

Цель игры – бросками бит выбить из «города » (отсюда и название) поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков – цилиндрических столбиков. Главная задача – затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков.

Размеры площадки («город » ) для взрослых – 2х2 м ; расстояние от места бросков : дальнее («кон» ) – 13 м, ближнее («полукон» ) – 6,5 м; длина городков – 20 см , диаметр их – 4,5-5 см; длина биты – не более 1 м. Выбиваются фигуры с «кона» , но, если из фигуры выбит хотя бы один городок , остальные выбиваются с «полукона» . А вот «письмо» выбивается только с «кона» . Городок считается выбитым , если он полностью вышел за линии квадрата или усов. Городки , выкатившиеся за переднюю (лицевую) линию квадрата или в пределы усов, считаются невыбитыми. «Марка» в «письме» считается выбитой, если ни она, ни бита не задели другие городки .

Бросок считается потерянным, если :

бита коснулась штрафной линии или земли перед ней;

игрок в момент броска наступил или заступил за линию кона (полукона) ;

во время броска игрок заступил ногой за боковую планку;

игрок затратил большее время (30 сек, на подготовку для броска.

Все городки в этих случаях ставятся на прежние места, повторять удар не разрешается.

Простая, незамысловатая техника игры в городки , доступный инвентарь дают возможность обучать этой игре детей дошкольного возраста.

Основной элемент техники – это бросок биты. Однако здесь недостаточно одной точности, необходим, кроме того, и точный расчет. Мало попасть битой в фигуру, нужно еще, чтобы она полностью развернулась у цели и соприкоснулась с наибольшим числом городков . Поэтому игре необходимо хорошо отработать бросок, чтобы бита всегда вращалась с одной скоростью и делала полный оборот вокруг своего центра тяжести, пролетев каждый раз одинаковое расстояние.

Результативность броска зависит от многих причин : степени владения избранным способом броска, захвата ручки, правильного выбора места, врождённой координации, настойчивости и упорства в овладении навыками игры.

Техника броска биты состоит из следующих элементов :

хват или держание биты за ручку;

исходное положение - стойка;

замах - отведение биты;

разгон биты;

выброс или финальное усиление.

«Хватом» называют удержание биты кистью. Существует много его разновидностей. Различают глубокий хват – конец ручки биты выходит за пределы кисти; средний – граница мякоти кисти совпадает с концом ручки; мелкий – ручка заканчивается под мизинцем руки игрока.

Постановка ног. Правая стопа ставится впереди на расстоянии шага от левой. Вес тела равномерно распределяется на обе ноги, не наступая на линию.

Туловище занимает естественное положение по отношению к постановке ног и раскрепощено, насколько позволяет удержание биты в руках. Голова направлена лицом к фигуре и остаётся в таком положении или близко к нему в течение всего броска. Продольная ось биты направлена в сторону фигуры.

Замах начинается с переноса веса тела на толчковую ногу, правая нога при этом незначительно сгибается в коленном суставе. Плечи немного отводятся назад и поворачиваются по часовой стрелке, увлекая руки с битой через сторону назад. Левая рука лёгким толчком освобождается от биты в направлении её, и продолжает закручивать плечи с позвоночным столбом. Правая рука продолжает отводить биту назад, постепенно выпрямляясь в локтевом суставе.

Весь разгон и выброс правая рука выпрямлена и всю работу выполняет от плеча как одно целое с битой. Заканчивается бросок выбросом биты.

Обучение технике проводится с жёстким соблюдением требований мер безопасности и предупреждения травматизма. Зрители и обучаемые находятся сзади игроков на значительном удалении, но с доступным обзором.

Для дошкольников "город " имеет размеры 1,5х1,5 м. Обучение игре начинается с выбивания фигуры "заборчик". В ней городки выставляются вертикально на одной линии на расстоянии 10-15 см друг от друга

Эта фигура имеет большой объём, что облегчает её выбивание, повышает эмоциональную заинтересованность детей и стремление к совершенству.

Игрок располагается на линии полукона на расстоянии 3 м от города и принимает исходное положение (стойку) .

При неблагоприятных погодных условиях, в зимнее, ненастное весеннее и осеннее время, обучение и совершенствование элементов техники игры в городки может проводиться в просторном помещении.

Городошный спорт, больше известный, как городки, имеют одну из самых богатых историй из всех олимпийских видов спорта. Ее любят и взрослые, и дети, для нее нужен точный глаз и верная рука. Существуют правила и для личного, и для командного первенства, особую роль играет техника броска, которая имеет несколько типов.

Спортивная игра городки

Городошный спорт - это вышибание битами из квадрата, называемого «городом», 5 городков: чурочек в форме цилиндриков, их составляют в разных вариантах. Впервые об этой игре упоминается еще в летописях Древней Руси, ее любили царь Петр Первый и полководец Суворов. Некоторые политические деятели начала 20 века считали городки одной из лучших игр и любили соревноваться в меткости.

Тогда общих правил не существовало, они появились только в 1923 году, когда в Москве впервые были организованы Всесоюзные соревнования. Через десять лет появились другие принципы, где определяли 15 фигур, вскоре чемпионаты по городкам стали всенародно любимой забавой. Целью было выбить все фигуры, сделав минимум попыток, у какого участника или команды их меньше, тот и был победителем соревнований.

Первый чемпионат по городошному спорту после прекращения существования Советского Союза стартовал в России в 1993 году, вскоре появились федерации в других прочих союзных республиках. Сегодня городки - , турниры проходят и между двумя игроками, и между командами. Как только пробивают по паре бит, вступает следующая команда, чередуются по завершению партии.

Победу получает команда, выигравшая две партии без перерыва. В раунде разыгрывается от пяти до пятнадцати фигур, располагающиеся в строгой последовательности. Правила можно во время игры изменять, но существуют и незыблемые принципы. Главные правила городошного спорта:

  1. Турнир проводится между двумя участниками или командами, которые насчитывают по 5 игроков.
  2. Биты подбираются стандартных размеров.
  3. «Город» определяется жеребьевкой.
  4. Игрок не должен переступать линию, за это может лишиться биты.
  5. Команды играют по очереди, используя по паре бит за один раз.
  6. Сколько делать бросков оговаривается загодя.

Площадка для городошного спорта

На больших спортивных соревнованиях площадки подбираются с учетом таких требований:

  • абсолютно ровная поверхность;
  • стенка для отбивания;
  • ограда;
  • освещение для вечерних турниров;
  • навесы, чтобы прятаться от дождя.

Городки размер площадки предусматривают два на два метра, от кона отмеряется 13 метров. Длина городков – не меньше 20 сантиметров, а биты – один метр. Фигуры вышибаются с кона, если одну получилось задеть, уже – с более близкого расстояния. С кона вышибается лишь «письмо». Удар засчитывается, если фигура вылетела за квадрат, а «письмо» - при условии, что не задеты остальные чурочки.

Биты для городошного спорта

Городки – это игра, предусматривающая наличие бит, у всех игроков должны быть по две. Различают:

  1. Составные. Длиной – до метра, с круглым основой, любого веса и размера.
  2. Полимерные. Длина допускается такая же – около метра, но вес не может превышать двух килограмм.

Городошный спорт - фигуры

Вышибать фигуры очень сложно, удар не засчитывается, когда:

  1. Бита задела штрафную линию.
  2. Бросающий игрок перешагнул черту кона.
  3. Участник потратили более 30 секунд, чтобы подготовиться бросать.

Игра в городки имеет более чем двухсотлетнюю историю на территории России, где городки и изобрели. В городки играли Ленин и Лев Толстой, Шаляпин и Горький, Павлов и Сталин. Узнайте и вы об этой интересной игре!

Альтернативным названием для городков является «русский боулинг»
. Действительно, эти спортивные дисциплины имеют немало общего, в частности, размеренный темп игры, похожие цели и структура соревновательного процесса.

Для того, чтобы играть в городки, потребуется минимальный инвентарь и базовые сведения о создании фигур из так называемых городков (отсюда и название) – компактных брусочков из древесины.

Городки имеют существенную популярность и представляют собой исконно русский спорт . Внешне данная игра может выглядеть не совсем увлекательно, но в действительности представляет собой многогранный и интереснейший спорт, подробнее про который и расскажем далее.

История

Согласно наиболее распространенной версии, городки появились в 18 веке на территории России , и с тех пор представляли собой одну из наиболее распространенных народных забав. Конечно, в процессе развития этого спорта правила могли разниться и отличаться в зависимости, к примеру, от региона.

Консолидированные правила городков появились только в 1923 году , а после этого в 1933 правила обновились и появились схемы стандартных 15 фигур, которые используются в игровом процессе.

Граждане Советского Союза обожали городки. Этот спорт имел высокую популярность во многих регионах, хотя на командных соревнованиях лидерами всегда оставались москвичи, которые забирали самые высокие награды.

После 60-х годов предыдущего века количество спортсменов составляло около 350 тысяч .


Далее, популярность этого спорта постепенно снижалась, и, к распаду Союза, а точнее после распада, городки стали практически полностью забытым спортом, который мало кого интересовал. Как ни странно, но после 2000-х годов популярность городков снова растет, спорт обрел новых поклонников .

Более того, популярность городков давно распространилась за пределы России . Теперь этот спорт является международным и привлекает спортсменов из разных стран.

На данный период существуют регулярные Кубки Европы и чемпионаты мира.

Описание и современные правила игры в городки

В целом, игра представляет собой процесс выбивания городков из пространства на плоской поверхности , которое называется «городом».

Игроки поочередно бросают биту (по сути, палка из древесины) по различным фигурам. Целью является выбивание всех фигур за наименьшее количество бросков , как минимум следует сделать меньше бросков, чем соперник.

Итак, существует 15 фигур и игровое пространство . Каждый игрок выбивает бросками фигуры, которые всегда состоят из пяти городков — цилиндров из древесины.

Выбивать фигуры требуется особенным образом . Нужно чтобы городки выносились за заднюю или боковые части игрового квадрата. В игровом квадрате 2 на 2 метра и строятся фигуры, если после броска городки остаются в квадрате, потребуется делать следующие броски , пока фигура не будет выбита.


Когда первая фигура выбита, устанавливается следующая и так до 15-й фигуры. После этого процесс может повториться в зависимости от регламента.

Как правило, играют три партии, но счет ведут по количеству затраченных бросков (бит) для выбивания фигур, игрок, который сделал меньше бросков – выигрывает .

Также подсчет баллов может вестись на каждом броске, каждый выбитый городок дает 1 балл. Однако данная система является менее распространенной и на соревнованиях (да и в простых играх) используется редко.

Существуют правила бросков биты, которые требуется делать без существенной медлительности (около полуминуты на бросок) и направлять биту в особую игровую зону.

Перед квадратом, в котором устанавливаются фигуры, имеется линия, за которой нужно сделать первое касание битой. Если бита приземляется до линии или касается линии, то бросок не засчитывается , кстати, для того чтобы точно фиксировать касание, линию, как правило, отмечают слоем песка или земли и обновляют между бросками в процессе установки фигур.

Есть ограничение для длины биты – не более одного метра . Как правило, биты снабжают металлическими оправами, которые позволяют сохранять их целыми на протяжении многих бросков. Ведь в городки играют чаще всего на асфальте, о который древесина бьется и со временем деформируется.

Также есть правила о фиксированной дистанции до квадрата с фигурами . Сначала броски выполняются с так называемого «кона», который располагается в 13 метрах от фигур.

Но если начальный бросок выбил хотя бы один городок, то игрок переходит на так называемый «полукон», то есть пространство для бросков в 6,5 метрах от квадрата.

Соревнования по городкам

На данный период городки более всего распространены, как профессиональный спорт, в таких странах, как:

  • Россия;
  • Украина;
  • Эстония;
  • Германия;
  • Беларусь;
  • Латвия;
  • Монголия;
  • Молдова;
  • Армения;
  • Азербайджан;
  • Кыргызская Республика;
  • Финляндия.


Федерация практически каждой из перечисленных стран проводит собственные соревнования в рамках национального первенства . Помимо этого, существуют локальные соревнования в некоторых отдельных городах, где имеются клубы любителей городошного спорта.

Чемпионаты мира и Европы по большей части проводятся на территории российских городов , но могут быть и в других странах.

В целом, турниров по городкам огромное количество, начиная от совсем локальных до крупных международных. Причем для того, чтобы поучаствовать в небольших турнирах , как правило, не требуется ничего, кроме предварительной записи и базового понимания данного спорта .

Тактика и техника игры в городки

Основной особенностью городков является грамотная техника бросков . По сути, именно благодаря броскам и выстраивается основная тактика игры.

Для бросков может использоваться разный тип хвата :

  • короткий – биту берут с самого края, ребро ладошки лежит ровно по краю биты;
  • средний – ладошка располагается на дистанции в пару ладошек от края;
  • глубокий – бита берется ближе к середине.

Каждый игрок выполняет броски хватом наиболее удобным для себя , тут отсутствуют какие-либо требующие соблюдения правила.

Собственно, бросок выполняется примерно сбоку и снизу , бита летит над землей, не меняя высоты, и начинает снижаться и замедляться практически над самой фигурой.

Техника броска в городках требует детального и тщательного изучения. Для того, чтобы обрести нормальную технику и уметь сбивать различные фигуры, потребуется немалое количество тренировок.

Вдаваться в эту тему не станем, в завершение параграфа скажем разве только о возможности использования командной тактики (очередность бросающих, замены и подобное) на командных соревнованиях, в которых принимают команды не менее пяти человек в каждой.

Площадка

Как правило, площадка для игры в городки имеет длину не менее двадцати метров, а в поперечнике около 15 , хотя размеры вполне могут варьироваться в зависимости от условий и типа игры.

На задней части (за «городом») может располагаться возвышение или какие-либо ограничивающие конструкции, которые позволяют городкам особенно не разлетаться и легче их собирать.

Игровой квадрат спереди имеет специальную разметку , которая располагается диагоналями от краев передней линии, эта разметка называется «усы» и ограничивает зону, за которую засчитывается вылет или выкатывание городка.

Стандартная площадка зачастую представляет собой две секции для игры, расположенные рядом . Такое расположение позволяет удобнее соревноваться, так как игрокам противоположных команд не требуется ждать бросков соперника, они просто последовательно сбивают фигуры, а судьи фиксируют результат.

Фигуры для игры в городки — схемы

Существует стандартный ряд фигур (хотя некоторые игроки могут придумывать и собственные, в частности, весьма интересно предоставлять такую возможность детям для развития фантазии) из 15 схем.

Каждая фигура – пять городков , складываемых на передней линии города посередине, за исключением 15-й фигуры — письмо.

Названия и последовательность фигур выглядят следующим образом:

  • «Пушка»,
  • «Вилка»,
  • «Звезда»,
  • «Стрела»,
  • «Колодец»,
  • «Коленчатый вал»,
  • «Артиллерия»,
  • «Ракетка»,
  • «Пулеметное гнездо»,
  • «Рак»,
  • «Часовые»,
  • «Серп»,
  • «Тир»,
  • «Самолет»,
  • «Письмо».


Такова классическая последовательность и количество фигур , но в разных партиях эта схема может варьироваться. В частности, более распространены укороченные партии, которые состоят из 10 или 6 фигур.

Размеры

Размеры каждого городка составляют по 20 сантиметров в длину , а диаметр около 5 сантиметров .

Размеры пространства для игры описаны ранее, следует разве только отметить требование к дистанции — не менее двух метров между двумя соседними городами и наличие так называемого «пригорода» , который образуется линиями «усов», передней линией города и линией между «усами» (она располагается в метре от передней линии квадрата).

«Пригород» используется для установки городков , которые после бросков выкатываются или вылетают вперед, в сторону игрока.

Какие качества развивает игра?

Для того, чтобы играть в городки, не требуются запредельные физические данные, однако эта игра не так проста, как кажется. Если внешне броски выглядят простыми, то на деле новые игроки сначала практически никогда попадают битой не только по городкам, но и вообще близко к «городу».

Следует отметить развитие выносливости у игроков в городки, так как матч может длиться подряд от двух и более часов непрерывно.

Из основных развиваемых качеств у спортсменов следует отметить :

  • меткость;
  • ловкость;
  • координацию движений;
  • глазомер;
  • силу рук.

Как правило, городки называют спортом для пенсионеров, но нередко и молодые люди предпочитают данную игру, и им городки предоставляют улучшение многих физических данных, а также развитие на уровне тактического и логического мышления.

Городки для детей

В завершение скажем некоторое количество слов относительно городков для детей. Подобная физическая активность окажется полезной и для юного возраста , и городки могут быть великолепно адаптированы под параметры детского тела. В частности, уменьшается размер биты и дистанция от кона до города .

Благодаря адаптации игры, дети могут получить возможность чувствовать себя комфортно и оттачивать навыки бросков.

Для детей городки полезны потенциалом к развитию внимательности и концентрации . Учитывая возможность весьма длительного продолжения каждого отдельного матча, городки могут помочь занять подрастающее поколение интересной и полезной активностью.

Создание детского комплекта может вообще не потребовать никаких финансовых вложений. Равно как инвентарь для стандартных городков, инвентарь для детских городков легко сделать самостоятельно .

Видео-уроки: правила и техника игры в городки


Июн 1, 2017 Александра

Техника броска биты состоит из следующих элементов:

  • хват или держание биты за ручку;
  • исходное положение - стойка;
  • замах - отведение биты;
  • разгон биты;
  • выброс или финальное усиление.

Хват

Удержание биты кистью, городошники называют «хватом». Существует много его разновидностей. Различают глубокий хват - конец ручки биты выходит за пределы кисти; средний - граница мякоти кисти совпадает с концом ручки; мелкий - ручка заканчивается под мизинцем руки игрока. По степени усилия сжатия кисти хват делится на свободный и жёсткий. По расположению пальцев на ручке биты различают: хват «в замок» (большой палец охватывает ручку) и «ограниченный» (большой палец располагается вдоль ручки).

При «глубоком» хвате конец ручки биты расположен за пределами кисти, что ограничивает её хлестообразное действие в момент выброса. Игроки же, практикующие хват « в замок», демонстрируют лучшее владение битой, так как кисть у них менее закрепощена, а значит, им легче корректировать плоскость вращения, легче осуществлять центровку биты относительно фигуры. Это оптимальный вариант хвата.

Стойка

Постановка ног. Правая стопа ставится под углом 30-45 градусов (по отношению к передней планке) перед отметкой основного места (место, с которого планируется полный разворот биты перед фигурой). Стопа левой ноги развёрнута под большим углом и расположена с небольшим смещением влево на расстоянии 15 см от правой пятки. Вес тела равномерно распределяется на обе ноги.

Туловище занимает естественное положение по отношению к постановке ног и раскрепощено, на сколько позволяет удержание биты в руках. Голова направлена лицом к фигуре и остаётся в таком положении или близко к нему в течение всего броска. Плечи опущены и максимально расслаблены. Правая рука согнута в локтевом суставе под углом 90 градусов, локоть слегка прижат к туловищу, предплечье фиксировано и в таком положении остаётся до момента выпуска биты в цель. Левая рука удерживает биту снизу на удобном расстоянии от правой руки. Продольная ось биты направлена в сторону фигуры.

Замах

Замах начинается с переноса веса тела на толчковую ногу, правая нога при этом незначительно сгибается в коленном суставе. Плечи немного отводятся назад и поворачиваются по часовой стрелке, увлекая руки с битой через сторону назад. Левая рука лёгким толчком освобождается от биты в направлении её, и продолжает закручивать плечи с позвоночным столбом. Правая рука продолжает отводить биту назад, постепенно выпрямляясь в локтевом суставе, кисть доходит до осевой линии направления броска, а комель биты несколько дальше - через низ.

Разгон биты

Начало разгона совпадает с моментом движения левой ноги в шаге и поиска ею опоры. Туловище при этом подаётся несколько вперёд, полностью разгибая руку и увлекая за собой биту. Далее, почувствовав опору левой ногой, выполняется мощный, но не очень резкий толчок правой ногой с одновременным рывком предплечья и локтя в сторону - назад. Вес тела переносится на левую ногу, правая нога подтягивается, удерживая равновесие системы. В момент толчка правое бедро и таз поворачиваются против часовой стрелки, обгоняя движение плечевого пояса и закручивая позвоночный столб. Заканчивается бросок выбросом биты.

Выброс

После того, как крутящий момент передался через позвоночный столб на плечевой пояс и скорость плечевой оси достигла предела, начинается торможение верхнего звена с последовательным его обгоном: плечом, предплечьем, кистью и комлём. При последовательном торможении частей руки от плеча к кисти и натягивании биты на себя, центр тяжести биты резко набирает максимальную скорость уже по отношению к кисти, т.е. бита увеличивает линейную и угловую скорость за счёт торможения кистью ручки (резко уменьшается радиус раскрутки). Выпускается бита в точке траектории Ц.Т., через которую проходит касательная в нужную точку на фигуре (для центрового удара). Туловище в фазе разгона и выброса незначительно наклонено в сторону биты, левая нога в момент выброса выпрямляется полностью. Весь разгон и выброс правая рука выпрямлена и всю работу выполняет от плеча как одно целое с битой.