Бильярд Буркозел Домино

Трехбортный карамболь. Карамболь — бильярдная игра Тайны увлекательной настольной игры – шашматы

Карамболь - разновидность безлузного бильярда и определение удара, при котором биток, коснувшись одного прицельного шара, ударяется о другой.

Карамбольные игры свое развитие получили во Франции. Первые упоминания о трехшаровой карамбольной партии было в 1775 году: 2 белых и один красный шары (как и теперь). Если в карамболь играли сначала на лузных столах, то с усовершенствованием киев и наклеек, которые позволяли делать невообразимые удары (в 1827 году француз Манго предложил свой кий и кожаную наклейку) лузы на столах исчезли. Шар можно было пускать по любой траектории. Боковые удары (les effets) «французские» получили большое значение.

Бильярдное оборудование:
Столы: 4,5×9 футов; 5×10 футов (1382×2764 мм; 1536×3072 мм), высота - 749 мм, безлузные с подогревом;
шары: вес 198 - 213 г, диаметр - 62 мм;
кии: вес - 480−520 г, длина - 1350-1500 мм.

Общие правила

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ШАРЫ
2 белых шара (или белый и желтый) и один красный. У каждого из игроков свой белый шар в качестве битка. Один биток имеет для отличия 2 или 3 цветных точки.

РАССТАНОВКА ШАРОВ
Красный шар - на заднюю отметку. Биток соперника - на переднюю отметку. Биток игрока - на передней линии в пределах 15 см от передней отметки.

НАЧАЛЬНЫЙ УДАР
При выполнении этого удара необходимо, чтобы биток коснулся сначала красного шара, а не битка соперника. При выполнении следующих ударов биток может касаться белого или красного в любом порядке.

ОТЫГРЫШ
При отыгрыше необходимо, чтобы после соударения битка с шаром или биток или прицельный шар дошел до борта. Несоблюдение условия - фол (ошибка). Запрещается отыгрываться 2 раза подряд. Если это произошло, то также объявляется ошибка.

ВЫСТАВЛЕНИЕ ШАРОВ
Выскочивший биток выставляется на переднюю отметку (если она занята, то на заднюю отметку, если и она занята, то на центральную отметку). Если выскакивает белый прицельный шар, то его выставляют на переднюю точку (если она занята, то на заднюю точку, если и она занята, то на центральную точку). Выскочивший красный шар выставляется на заднюю отметку (если она занята, то на переднюю точку, если и она занята - на центральную точку).
Если одновременно выскакивают биток и прицельный шар, то сначала выставляется биток по указанным правилам, а затем прицельный шар. Если одновременно выскакивают 2 прицельных шара, то их выставляют, как указано выше.
Если биток мешает выставлению одного из шаров, то сначала выставляют прицельный шар, место которого не занято, а затем другой прицельный шар. Если за борт выскакивает сразу 3 шара, то их расставляют как и при начальном ударе. Если биток не выскочил за борт, то любой результативный удар засчитывается и после выставления прицельных шаров игрок продолжает серию. Во всех случаях после нарушения соперник принимает сложившуюся позицию на столе.

БИТОК ВПЛОТНУЮ К ПРИЦЕЛЬНОМУ ШАРУ
В этом случае игрок имеет право: - выставить соприкасающиеся шары: красный на заднюю отметку, свой биток - на переднюю отметку и биток соперника - на центральную отметку; - произвести удар в сторону от прицельного шара, т.е. биток должен коснуться борта или свободного прицельного шара, а затем коснуться прицельного шара, с которым он стоял вплотную. Неправильно выполненный удар в сторону от шара - ошибка. Если сделан выбор п.1, а соответствующая точка занята, то шар выставляется на точку, предназначенную для мешающего прицельного шара.

БИТОК ВПЛОТНУЮ К БОРТУ
Если биток находится вплотную к борту, то играть от данного борта можно. Однако если правила игры предусматривают определенное число соударений с бортами, то первое соударение с данным бортом не принимается в учет. Если соударение происходит вторично, то оно засчитывается. Засчитываются также и последующие соударения с тем же бортом.

УСЛОВИЯ ИГРЫ
Количество игроков - двое или трое. Используемые шары: белый, белый с точками (или желтый), красный. Цель игры - набрать первым заданное количество очков - 30−60. Счет - за каждый результативный удар 1 очко (результативный удар - биток касается 2-х прицельных шаров без ошибок).

Однобортный карамболь

ПРАВИЛА ИГРЫ
Прицельный результативный удар дает право продолжить серию. При выполнении удара необходимо, чтобы биток либо до соударения с прицельным шаром коснулся одного или нескольких бортов, или после соударения с прицельным шаром коснулся одного или нескольких бортов, а затем другого прицельного шара. В противном случае - штраф. За каждую ошибку с текущего счета списывается одно очко.

Трехбортный карамболь

ЦЕЛЬ ИГРЫ
Первым набрать определенное количество очков (30−60). За каждый правильный результативный удар начисляется 1 очко.

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ УДАР
- если биток касается прицельного шара, затем 3-х или более бортов и попадает во второй прицельный шар;
- если биток касается 3-х или более бортов, а затем двух прицельных шаров;
- если биток касается борта, затем прицельного шара, затем 2-х или более бортов и попадает в другой прицельный шар;
- если биток касается 2-х или более бортов, затем прицельного шара, затем одного или более бортов и попадает в другой прицельный шар.

НАЧАЛЬНЫЙ УДАР
Выполняется в соответствии с общими правилами. За удар, выполненный с нарушением, объявляется штраф, право удара переходит к сопернику и очки не засчитываются.

ПРАВИЛА ИГРЫ
1. Каждый результативный удар дает право продолжить серию;
2. За выскочившие шары объявляется ошибка (фол);
3. Если прицельный шар стоит вплотную к борту, то при выполнении умышленного отыгрыша необходимо, чтобы после соударения битка с прицельным шаром или биток коснулся любого борта, или прицельный шар дошел до другого борта.

ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЯ
Серия заканчивается, а очки не засчитываются (но не вычитаются).

Открытая партия

ПРАВИЛА ИГРЫ
Игра ведется до 400−500 очков. При соударении шаров касание бортов битком не обязательно. Каждый карамболь стоит 1 очко. Красный шар ставится на точку 3, биток соперника - на точку 1. Начальный удар производится согласно общим правилам. Карамболь можно сделать от шара и от бортов.

ОСОБЕННОСТИ
В углах стола очерчены треугольные зоны, в пределах которых можно сделать только один карамболь, а затем необходимо произвести удар, после которого красный шар или биток партнера должен покинуть эту зону для дальнейшего продолжения серии ударов. Если шар не покинул зону, то удар переходит к партнеру, но штраф не берется.

Кадре 47/1

ОСОБЕННОСТИ
На столе размечается 9 зон: 6 квадратов у коротких бортов со стороной 470 мм (47 см) и 3 прямоугольных зоны.

ПРАВИЛА ИГРЫ
В каждой зоне делается только 1 карамболь собравшимися там шарами, после чего один из шаров должен покинуть зону (красный или биток противника). Далее покинувший зону шар можно возвращать в эту же зону для продолжения очередного (опять только 1) карамболя.

Кадре 74/2

ОСОБЕННОСТИ
Стол размечается на 6 зон: одна линия делит стол пополам, 2 другие - параллельно коротким бортам на расстоянии 74 см. В каждой зоне можно выполнить подряд не один, а два карамболя.

Артистический карамболь

В данной разновидности карамболя игрок должен выполнять удары со строго определенным для каждого случая количеством и последовательностью соударений битка с прицельными шарами и бортами. Для каждого удара шары выставляются в определенную позицию. Также в некоторых положениях на стол может выставляться одна или несколько фишек для определения траектории движения шаров.

Для выполнения удара играющему дается три попытки. В зависимости от степени сложности, за каждый успешный удар начисляется от 4 до 11 очков. Набор позиций для каждого соревнования определяется путем случайной выборки из 76 обязательных. Если один из шаров в результате удара покинул пределы стола, удар считается неудачным, даже если все прочие условия выполнены.

Для успешного удара в большинстве позиций используются приемы (экстремальные резки, удары массе), которые чаще всего не находят применения в других разновидностях карамболя и прочих играх на бильярде. Поэтому такие удары зачастую называют трюковыми или артистическими, отсюда название игры.

Для игры используются столы без луз, длиной 2,84 м, шириной 1,42 м (±5 мм). Основой стола является грифельная плита, толщиной не менее 45 мм. Игровая поверхность ограничена резиновыми бортами, высотой 37 мм (±1 мм) в точке наибольшего выступания. Максимальная ширина борта - 12,5 см (±1 см), цвет - матовый, гармонирующий с цветом сукна.

Сукно используется для покрытия бильярдных столов с 15 века. Сегодня бо́льшая часть сукна для карамбольных столов делается из грубой ткани, сделанной из стопроцентной камвольной шерсти, выкрашенной в зелёный цвет. Такое сукно является «быстрым», то есть обеспечивает достаточно маленькое сопротивление катящимся шарам. Зелёный цвет сукна используется с 16 века. По одной из версий, такой цвет был выбран для имитации травяного покрытия. Однако он выполняет и более практичную функцию. Зелёный цвет не раздражает глаза человека, что позволяет проводить более долгие матчи, не вызывая усталости глаз.

Бильярдные шары за время своего существования делались из множества материалов: глины, дерева, слоновой кости, различных пластиков и даже стали. Доминирующим материалом с 1627 года была слоновая кость. Необходимость замены этого сырья более современным стала очевидной в начале-середине ХХ века, и обуславливалась экономической эффективностью производства, а также угрозой истребления слонов.

Современные шары делаются из фенолоальдегидных полимеров или других упругих пластмасс. Диаметр шаров для карамболя колеблется от 61 до 61,5 мм, масса - от 205 до 220 гр. Разница в весе между самым легким и самым тяжёлым шаром в комплекте не должна превышать 2 грамм. В комплект входит три шара: однотонный белый биток, белый биток с красными или черными точками (также допускается однотонный жёлтый шар) и прицельный шар красного цвета.

Для игры в карамболь разрешается использовать кии из любых материалов и любых размеров. Они могут быть как цельными, так и составными. Игрок имеет право использовать несколько киёв в одном матче.

Общие правила

Расстановка шаров

Красный шар ставится на заднюю отметку. Биток соперника - на переднюю отметку. Биток игрока - на передней линии в пределах 15 см от передней отметки.

Начальный удар

При выполнении этого удара необходимо, чтобы биток коснулся сначала красного шара, а не битка соперника. При выполнении следующих ударов биток может касаться белого или красного шара в любом порядке.

При отыгрыше необходимо, чтобы после соударения битка с шаром один из них коснулся борта. Запрещается отыгрываться 2 раза подряд.

Выставление шаров

Если биток покинул пределы стола, он выставляется на переднюю отметку (если она занята, то на заднюю отметку, если и она занята, то на центральную отметку). Если выскакивает белый прицельный шар, то его выставляют на переднюю точку (если она занята, то на заднюю точку, если и она занята, то на центральную точку). Выскочивший красный шар выставляется на заднюю отметку (если она занята, то на переднюю точку, если и она занята - на центральную точку). Если одновременно выскакивают биток и прицельный шар, то сначала выставляется биток по указанным правилам, а затем прицельный шар. Если одновременно выскакивают 2 прицельных шара, то их выставляют, как указано выше. Если биток мешает выставлению одного из шаров, то сначала выставляют прицельный шар, место которого не занято, а затем другой прицельный шар. Если пределы стола покидают сразу 3 шара, то их расставляют как и при начальном ударе.

Биток вплотную к прицельному шару

    В этом случае игрок имеет право:
  • Выставить соприкасающиеся шары: красный на заднюю отметку, свой биток - на переднюю отметку и биток соперника - на центральную отметку. Если соответствующая точка занята, то шар выставляется на отметку, предназначенную для мешающего прицельного шара.
  • Произвести удар в сторону от прицельного шара, то есть биток должен коснуться борта или свободного прицельного шара, а затем коснуться прицельного шара, с которым он стоял вплотную.

Биток вплотную к борту

Если биток находится вплотную к борту, то играть от данного борта можно. Однако если правила игры предусматривают определённое число соударений с бортами, то первое соударение с данным бортом не учитывается. Если соударение происходит вторично, то оно засчитывается. Засчитываются также и последующие соударения с тем же бортом.

Разновидности карамболя

Однобортный

Цель игры - набрать определённое количество очков раньше соперника. За результативный удар начисляется одно очко.

  • биток коснулся как минимум одного борта, а затем последовательно двух прицельных шаров;
  • биток коснулся прицельного шара, затем борта, а затем другого прицельного шара.
Основные правила: За каждую ошибку со счёта игрока списывается одно очко. Результативный удар позволяет продолжить подход.

Трёхбортный

Цель игры та же, что при игре в однобортный карамболь.

    Удар считается результативным, если:
  • биток коснулся как минимум трёх бортов, а затем последовательно двух прицельных шаров;
  • биток коснулся прицельного шара, затем трёх бортов, а затем другого прицельного шара;
  • биток коснулся борта, затем прицельного шара, затем еще двух бортов, а после этого другого прицельного шара;
  • биток коснулся двух бортов, затем прицельного шара, затем еще одного борта, а после этого другого прицельного шара.
Основные правила: Если в результате удара один или несколько шаров покидают пределы стола, объявляется фол. Если прицельный шар стоит вплотную к борту, то при выполнении умышленного отыгрыша необходимо, чтобы после соударения битка с прицельным шаром или биток коснулся любого борта, или прицельный шар дошел до другого борта. Результативный удар позволяет продолжить подход. Если игрок допустил ошибку, право удара переходит к сопернику (очки со счёта не списываются).

Открытая партия

Особенности:
При соударении шаров касание бортов битком не обязательно. За результативный удар начисляется одно очко. В углах стола очерчены треугольные зоны, в пределах которых можно сделать только один карамболь, а затем необходимо произвести удар, после которого красный шар или биток партнера должен покинуть эту зону для дальнейшего продолжения серии ударов. Если шар не покинул зону, то удар переходит к сопернику, но штраф не взимается.

Особенности:
Стол делится на 9 зон: шесть квадратов у коротких бортов со стороной 47 см и три прямоугольных зоны. В каждой зоне делается только 1 карамболь собравшимися там шарами, после чего один из шаров (красный или биток противника) должен покинуть зону. Далее покинувший зону шар можно возвращать в эту же зону для продолжения очередного (снова только одного) карамболя.

Особенности:
Стол делится на 6 зон: одна линия делит стол пополам вдоль длинных бортов, две другие параллельны коротким бортам на расстоянии 74 см. В каждой зоне можно выполнить подряд не один, а два карамболя.

Артистический карамболь

Удар массе вокруг фишки
В данной разновидности карамболя игрок должен выполнять удары со строго определенным для каждого случая количеством и последовательностью соударений битка с прицельными шарами и бортами. Для каждого удара шары выставляются в определенную позицию. Также в некоторых положениях на стол может выставляться одна или несколько фишек для определения траектории движения шаров.
Для выполнения удара играющему дается три попытки. В зависимости от степени сложности, за каждый успешный удар начисляется от 4 до 11 очков. Набор позиций для каждого соревнования определяется путем случайной выборки из 76 обязательных. Если один из шаров в результате удара покинул пределы стола, удар считается неудачным, даже если все прочие условия выполнены.
Для успешного удара в большинстве позиций используются приемы (экстремальные резки, удары массе́), которые чаще всего не находят применения в других разновидностях карамболя и прочих играх на бильярде. Поэтому такие удары зачастую называют трюковыми или артистическими, отсюда название игры.
По артистическому карамболю с 1986-го года проводятся чемпионаты мира. Самое большое количество очков, когда-либо набранное игроком на этих соревнованиях, 374, заработал француз Жан Ревершо в 1992-м году. В финале чемпионата 2008-го года в Бельгии турецкий игрок Хаси Арап Яман в упорном пятисетовом матче переиграл титулованного испанца Хавьера Фонеллосу.

Бильярд (фр. billard, от фр. bille - шар) - собирательное название игр, сутью которых является передвижение шаров по бильярдному столу с помощью кия.

Долгое время считалось, что родиной этой весьма древней игры является Англия, и что именно в эту страну азиатские купцы завезли незамысловатую игру в шары, которую англичане с успехом усовершенствовали. Кроме того, по мнению некоторых ученых, слово бильярд происходит от сочетания двух английских слов: ball - "мяч" и yard - "двор", "надворье". Позже предположили, что бильярд впервые появился в Китае. Однако археологи доказали, что еще в 1500 году до нашей эры игра, напоминающая бильярд, была известна в Древнем Египте, откуда и распространилась по всему миру.

Вначале играли в бильярд только избранные - коронованные особы, знатные вельможи. Королева Шотландии Мария Стюарт обожала эту игру, Карл IX способен был играть в бильярд сутки напролет, и лишь сильная усталость могла заставить монарха завершить партию. А Генрих III приложил немало усилий, чтобы "благородная бильярдная игра" стала известна знатным господам в Англии, Германии, Испании, Италии. Однако лишь в период правления французских королей Людовика XIII и Людовика XIV бильярдные столы стали устанавливаться в общественных местах, что, кстати, приносило государству немалый доход.

Существует несколько разновидностей бильярда:

Карамболь (французский бильярд) - игра ведется за столом без луз, длина которого - 2,84 м, ширина - 1,42 м (±5 мм). Игровая поверхность, ограниченная резиновыми бортами, представляет собой грифельную плиту (толщина которой составляет не менее 45 мм), покрытую сукном из стопроцентной шерсти зеленого цвета. В комплект для карамболя входит три шара (диаметр которых составляет от 61 до 61,5 мм, а вес - от 205 до 220 гр.): белый биток, красный прицельный шар и белый биток с красными или черными точками (либо однотонный желтый шар). Выделяют однобортный, трехбортный, артистический карамболь, кадре 47/1, кадре 74/2, открытую партию.

Русский бильярд - разновидность лузного бильярда, предполагающая соблюдение особых требований к оборудованию для игры (крупные шары, диаметр которых (68-68,5 мм) незначительно уступает размерам створа лузы (угловая - 72-73 мм, средняя - 82-83 мм)). Все шары цвета слоновой кости, биток желтый или же красного цвета. Столы покрыты зеленым сукном с нанесенной разметкой. Разновидности русского бильярда:
"Американка" - игра ведется 16 шарами, причем любой из них может быть как битком, так и прицельным шаром;
"Московская пирамида" ("сибирская" или "комбинированная"), появившаяся в России во времена Петра I, отличается от других лузных бильярдов сравнительно строгими лузами и игрой на "свои" шары. Выделяют также комбинированную, динамичную, классическую, большую и малую русскую, Невскую пирамиды, пирамиду-подкатку, Арктику и т.д.

Снукер (от англ. snooker - "курсант первого курса Британских войск", аналог русского "салага") - разновидность бильярдной игры, широко распространенная в Великобритании. Считается, что данный вид бильярда был изобретен в 1875 году полковником британских колониальных войск Невиллом Чемберленом. На игровом столе располагается пирамида из 15 красных шаров, белый биток и 6 цветных шаров, находящихся на определенных отметках. От других видов бильярда снукер отличается значительными размерами стола, определенной геометрией губок луз и довольно сложными правилами. Например, просто попадания шара в лузу недостаточно - после очередного удара биток должен находиться в такой позиции, из которой будет удобно забивать следующий шар.

Пул (от фр. poule, "банк, пуля, ставка") или американский бильярд - разновидность лузного бильярда, появившаяся в 1857 году, когда американец ирландского происхождения Майкл Фелан изобрел лузы нового типа. Игра в пул ведется на стандартных столах с лузами соответствующей формы, комплект шаров состоит из битка белого цвета и 15 пронумерованных разноцветных шаров. Сущствует несколько разновидностей пула: пул-7, пул-8, пул-9, пул-10, стрейт, ротация, в одну лузу.

Мифы о бильярде

В Европе первой начала играть в бильярд Англия. Действительно, долгое время считалось, что бильярд возник в Англии, или, по крайней мере, был впервые завезен именно в эту страну. Но недавние находки археологов опровергают этот факт, неопровержимо доказывая, что родиной вышеупомянутой игры является Древний Египет. В Европу бильярд был завезен рыцарями, которые участвовали в крестовых походах (Х-ХI вв.). Поскольку большинство рыцарей были французами, именно Франция первая в Европе познакомилась с новой и весьма интересной чужеземной игрой.

К науке бильярд не имеет никакого отношения. Попытки исследовать математический базис бильярдной игры предпринимались неоднократно. Например, в 1835 году Гаспар Густав Кориолис написал книгу "Theorie mathematique du jeu de billard" ("Математическая теория явлений бильярдной игры"). Однако работа Кориолиса, в которой автор использовал элементы теории вероятностей, теории пределов и общего анализа, не заинтересовала ни игроков, ни математиков. Лишь через 150 лет теория биллиардов стала неотъемлемой частью эргодинамической теории и теории динамических систем, соединяя дифференциальные уравнения, геометрию, теорию вероятностей. Математик Гельперин создал способ определения числа с помощью биллиарда, исследованиями в данной области занимались также Альхазен, Гарднер, Штейнхауз. Кроме того, теория биллиардов связана с газовой динамикой, аналитической механикой и т.д.

Играя в бильярд, здоровье не поправишь - ведь эта игра не предполагает большой подвижности. Действительно, сверхподвижности от бильярдиста не требуется, но, например, правильную осанку бильярд поможет выработать, при этом избегая чрезмерной нагрузки на сердце и легкие. Подсчитано, что игрок, сам того не замечая, за время партии проходит около 2-3 км, при этом не ощущая ни усталости, ни особого напряжения. Кроме того, эта игра способствует развитию глазомера, координации и четкости движений, находчивости, скорости реакции.

Навыки, приобретенные во время игры в бильярд, в жизни неприменимы. Совершенно ошибочное мнение. Ведь кроме вышеупомянутого положительного воздействия на физическое тело (результатом которого является прекрасное самочувствие в повседневной жизни) бильярд способствует выработке у игрока спокойствия, хладнокровия, уравновешенности, умению концентрировать свои усилия на достижении поставленной цели. Здесь же человек может научиться правильно проигрывать - не впадая в панику и не теряя веры в себя при неудаче. Кроме того, бильярд - прекрасный способ снятия накопившегося нервного напряжения.

Пул назван так потому, что шары движутся по столу со скоростью пули. На самом деле слово "пул", являющееся производным от французского "poule", имеет несколько значений: "банк", "пуля", "ставка". Однако этот термин изначально никакого отношения к лузному бильярду не имел. Все дело в том, что бильярдные столы часто устанавливались в "pool room", то есть, в тех местах, где принимались ставки (например, на ипподромах), видимо, с целью дать возможность посетителям скоротать время между заездами. В наши дни об этой странице истории американского бильярда, давно обретшего популярность, напоминает лишь его название.

Шары для игры в бильярд могут быть окрашены только в белый, желтый или красный цвет, да и количество их для разных видов бильярда примерно одинаковое. Это не так. Если для карамболя достаточно трех шаров, то лузные бильярды предполагают наличие на столе 15-16 шаров. Окрашиваются шары для каждого вида бильярда по-разному. Наиболее широкую цветовую гамму можно наблюдать при игре в пул: в белый цвет окрашен только биток, а пронумерованные прицельные шары окрашены в разные цвета. Первые восемь из них имеют сплошную окраску, а именно: 1-желтый, 2-синий, 3-красный, 4-фиолетовый (пурпурный), 5-оранжевый, 6-зеленый, 7-темно-бордовый, 8-черный. Остальные семь шаров белые, с центральной полосой определенного цвета, в соответствии с номером шара: 9-желтого, 10-синего, 11-красного, 12-фиолетового (пурпурного), 13-оранжевого, 14-зеленого, 15-темно-бордового.

Лишь в наши дни бильярдные шары стали делать из искусственных материалов. Это не совсем так. Довольно долго для игры в бильярд использовали шары, изготовленные из бивней индийских слоних. Причина проста - у индийских слонов бивни больше, чем у африканских, следовательно, шаров из одного такого бивня получается больше - 4-5. Выбор бивней самок также неслучаен. Дело в том, что в бивнях слоних каналы, в которых располагаются капилляры и нервы, проходят точно по центру, а значит шар, выточенный из такого бивня, идеально сбалансирован. У самцов вышеупомянутый канал сворачивает к концу кости, потому их бивни шли на изготовление шаров второго сорта. Пока бильярд был привилегией знати, ни дороговизна, ни дефицит слоновой кости никого особо не занимали, но уже в середине XIX века начались поиски альтернативного материала для бильярдных шаров. Из природных заменителей (бивней моржей, зубов кашалотов, бегемотов, клыков диких кабанов) получались лишь второсортные шары, не отличавшиеся достаточной прочностью и сбалансированностью. Первым синтетический материал для бильярдных шаров (коллодий - нитрат целлюлозы, с добавлением камфоры) предложил изобретатель из Иллинойса Исаия Хайатс. Шары из коллодия были довольно прочными, легко окрашивались, но при сильных ударах трескались. В 1907 году шары изготовлялись из легкого, дешевого и негорючего бэйкелита, позже - из пластика. Начиная с 30-х годов прошлого века, шары для бильярда изготавливаются из фенолформальдегидной смолы.

Во все времена бильярдный стол имел прямоугольную форму и определенные пропорции. Это не так. Игра в шары (которая, например, в Англии именовалась Pall-Mall) вначале велась на утрамбованной земляной площадке. Однако плохая погода составляла непреодолимое препятствие для игр такого рода, потому через некоторое время игроки переместились под крышу, соответственно, для продолжения забавы потребовался стол.
Первое упоминание о бильярдном столе, найденное в инвентарной описи короля Людовика XI, относится к 1470 году. В те времена стол для бильярда представлял собой просто каменную плиту, установленную на деревянный помост определенной высоты. Но ведь поверхность камня невозможно сделать идеально ровной - едва заметные бугорки и впадины служили серьезным препятствием для движения шаров.
Выход был найден - столы для бильярда стали обтягивать тканью (методом проб и ошибок определили, что оптимальным вариантом является сукно, лучше всего шерстяное, с определенным наклоном ворса), причем довольно прочной, дабы выдерживать постоянное механическое воздействие ударов кия и катящихся шаров. Любопытный исторический факт: один из владельцев бильярда после дня игры вынужден был заштопать на сукне, покрывавшем игровой стол, более ста дыр.
В то же время совершенствовались формы бильярдных столов. Вначале столы для бильярда были круглыми, квадратными, шестиугольными, восьмиугольными, причем самых различных размеров. Однако большая часть вышеупомянутых вариантов была отвергнута по причине неудобства для игроков, и, в конце концов, была выбрана наиболее удобная форма бильярдного стола - прямоугольная, и оптимальные пропорции - длина стола в два раза больше его ширины. Именно такие пропорции, например, в лузном бильярде позволяют равномерно расположить 6 луз, легко достать шар из центра стола и т.д.

Сукно для бильярдных столов должно быть только зеленого цвета. Действительно, изначально был избран именно этот цвет сукна. Исследователи объясняют такой выбор несколькими причинами. Во-первых, цвет сукна напоминал зеленую лужайку, во-вторых, роднил бильярд с другими азартными играми, распространенными в те времена и проводящимися чаще всего за столами зеленого цвета. В наше время цвет покрытия бильярдного стола может быть не только зеленым, но и черным, коричневым, синим, красным, золотисто-желтым, цвета морской волны и т.д.

Чтобы научиться играть в бильярд, достаточно просто некоторое время гонять шары по столу - при наличии таланта умение придет само. Безусловно, способности к тому или иному виду деятельности чрезвычайно важны, однако не менее важны регулярные, и самое главное - правильно построенные тренировки. Например, отработка ударов будет, особенно на первых порах, гораздо полезнее обычной игры. При этом нужно помнить, что следует отрабатывать не только те удары, которые и так неплохо получаются, но и те, которые не получаются вовсе - только в этом случае вы сможете найти выход из любой ситуации, создавшейся в игре. Однако постоянно уделять внимание только тем ударам, которые вам не удаются, тоже не стоит - таким образом можно выработать устойчивую неприязнь к игре вообще. Оптимальный вариант - чередование ударов различного рода. Кроме того, следует постараться определить, в какую точку битка производится удар, а также уделить внимание ударам, из-за которых была проиграна партия, расчету угла, вызывающего затруднения во время игры и т.д. Также можно применить метод "прогрессивной тренировки", суть которого заключается в том, чтобы начинать с наиболее простых ударов, постепенно переходя к сложным.

Для игры в бильярд можно одеваться, как угодно. Действительно, никаких строгих требований к внешнему виду игроков в этой игре не существует. Однако в среде бильярдистов играть в верхней одежде считается дурным тоном. Потому перед игрой следует снять пальто (куртку, шубу, плащ), шарф и шапку. Желательно также, чтобы предметы одежды (например, галстук или пиджак) не сковывали движений игрока.

Отправляясь в бильярдный клуб, достаточно хорошо знать правила игры, чтобы стать в среде бильярдистов "своим". Безусловно, знание правил, как и игровые навыки, необходимы, но, кроме всего перечисленного, следует знать и соблюдать неписанные правила поведения в бильярдном клубе. Лишь в этом случае остальные игроки будут относиться к вам с уважением.
Правила этикета в бильярде просты: следует проявлять уважение и к своему игровому партнеру, и к игрокам за соседним столом, и к игровой поверхности (не только ничего не следует класть на бильярдный стол, но и курить или пить над его поверхностью не нужно).
Нельзя отвлекать вопросами или замечаниями игрока, готовящегося к удару, либо же находиться рядом с ним, стоять напротив лузы, в которую он целится, опираться на стол в том месте, куда будет направлен удар.
Если нужно пройти мимо игрока - подождите, пока удар не будет выполнен. Недопустимо совершение каких-либо действий на столе до момента остановки шара, даже если игрок ошибся. Кстати, совершивший ошибку или нарушивший правила должен сам объявить об этом.
Помните, что пристальное внимание к игре за соседним столом может отвлечь бильярдистов. Если есть желание понаблюдать, нужно обязательно спросить разрешение игроков. Кроме того, во время партии не приветствуются разговоры на посторонние темы.

Самостоятельно выбрать бильярдный стол довольно сложно. Конечно, при выборе стола для игры в бильярд лучше всего воспользоваться советами специалиста, но, поскольку такая возможность есть не всегда, перед тем, как сделать покупку, следует учесть, что:
1. Бильярдный стол может быть установлен лишь в помещении определенного размера. Потому, если у вас нет возможности выделить для бильярда свободное пространство минимум 4х5м - лучше вообще отказаться от покупки;
2. Различные виды бильярда предполагают разные размеры стола и, соответственно - помещения, отведенного для его установки. Но если вы можете выделить в помещении свободную зону размером 5х7 м - смело устанавливайте стол для любого вида бильярда;
3. Если вы приобрели стол небольшого размера, лучше осваивать соответствующий вид бильярда (например, пул), чем пытаться играть в русский бильярд за слишком маленьким столом, поскольку это чревато потерей интереса к бильярду вообще;
4. Обязательно обратите внимание на то, из каких пород дерева изготовлены несущие детали стола - рамы, ноги-опоры. Лучше всего остановить свой выбор на изделии из твердых пород древесины: ясеня, красного дерева, дуба, ореха. Именно в этом случае конструкция не покоробится под воздействием влажности или перепадов температур. Несущие детали, изготовленные из древесины мягких пород (ольхи, липы, сосны) стоят дешевле, но долговечностью не отличаются;
5. Обязательно проверьте стол на устойчивость - он не должен шататься и деформироваться;
6. Плита стола может состоять из трех или пяти частей, швы между которыми в процессе сборки шпаклюются, затем поверхность разравнивается. Проведите по столешнице ладонью - стыки не должны ощущаться;
7. Обязательно поинтересуйтесь, из какого материала сделана столешница. Помните, что идеально ровную поверхность, причем легко поддающуюся реставрации, можно получить только из сланца Ардезии. Более дешевые варианты обладают немалым количеством недостатков. Например, плиты из мрамора сложно поддаются шлифовке и чувствительны к повреждениям; из синтеграна (синтетического гранита) легко крошатся. ЛДСП (ламинированные древесностружечные плиты), ДСП (древесностружечные плиты), МДФ (древесноволокнистые плиты) стоят очень дешево, но быстро изнашиваются, легко деформируются, неустойчивы к перепадам температуры и воздействию влаги. К тому же шары на таких плитах создают повышенный шумовой фон, часто подскакивая из-за меньшей плотности ЛДСП;
8. Приобретая сукно для столов (особенно для тех, которые будут установлены в бильярдных клубах), лучше всего отдать предпочтение универсальному материалу, подходящему и для пула, и для пирамиды. А вот для игры в снукер придется приобретать специальное сукно (например, Hainsworth Snooker);
9. Чистить ворсистое сукно бильярдного стола следует вдоль волокон, пыль, собранную у бортиков, нужно сметать по направлению к лузам, через которые она удаляется со стола. Также можно чистить сукно пылесосом, желательно маломощным и без вращающихся щеток. Пятно с поверхности стола можно попытаться удалить с помощью щетки, смоченной в водке. При этом следует учесть, что одно пятно не следует чистить более пяти раз.

Исторический экскурс

Играть с шарами человечество научилось настолько давно, что в истории не сохранилось никакой, даже приблизительной, даты их возникновения. Многие исследователи истории бильярда считают, что эта игра в Европу пришла из Азии.

Существует огромное количество способов игры в бильярд. Есть американка, есть русский бильярд, есть английская разновидность бильярда - снукер, а есть французская - карамболь. Вот о нем-то мы и поговорим, поскольку это нестандартная игра, требующая особых умений и навыков.

Любители бильярда связывают его популярность в Европе с французским королем Людовиком XI, поскольку уже в конце 15 столетия тот заказал себе персональный бильярдный стол. Однако, впервые зафиксированное упоминание об игре в три шара (один красный и два белых с цветными метками), относится к 1775 году. Сначала в карамболь играли на обычных бильярдных столах с лузами, но уже в начале 19 века для этой игры были сделаны специальные безлузовые столы.

Женщины получили право играть в бильярд гораздо позже мужчин. И скорее всего, благодаря любви к этой «мужской» игре коронованных особ женского пола. Как известно, в бильярд любила играть Мария Стюарт (королева Шотландии), императрица Анна Иоанновна, при которой бильярдные столы стояли в гостиницах, трактирах и даже казармах. Собственно, в России бильярд появился при Петре I, который привез первый стол именно для карамболя из Голландии. И лишь намного позже в России стали играть на столах с лузами, после чего появилась «русская пирамида».

Основные виды и правила игры

Итак, карамболь, как, впрочем, и другие разновидности бильярда, имеет несколько подвидов. Хотя общая цель игры - набрать наибольшее количество очей, способы их набора зависят от вида.

В «Однобортном карамболе» используют обычно белый, жёлтый и красный шар. Игра ведется до 30 или 60 очков.

Игроки проводят по серии ударов, каждый из которых должен завершиться соприкосновением битка с прицельным шаром либо после попадания в один или несколько бортов, либо после попадания по прицельному шару коснуться борта и попасть во второй прицельный шар.

В «Трехбортном карамболе» также нужно набрать от 30 до 60 очков. Каждый результативный удар приносит очко, которое присуждается, если биток задел прицельный шар, затем коснулся трех или нескольких бортов и попал во второй прицельный шар. Также возможны варианты, когда биток попадает по трем или более бортам, а затем касается двух прицельных шаров. Или биток бьет прицельные шары вперемешку с касанием бортов.

Карамболь «Открытая партия» ведется до 400 или 500 очков. Она отличается тем, что на бильярдном столе выделены угловые зоны, в которых можно делать только один карамболь, после чего красный шар или биток партнера обязательно должны быть выбиты из этой зоны.

Отличие следующих двух видов карамболя "Кадре 47/1" и "Кадре 74/2" в разметке стола и количестве карамболей, которые можно делать в каждой зоне (размеры зон и количество карамболей понятны из названия). Игрок должен набрать в каждой партии15 очков для победы, а счет партий — до трех побед.

В странах Средиземноморья популярна игра «Карамболь с фишками», смысл которой заключается в том, что очки набираются не только за счет выполнения правильных ударов, но и за сбивание фишек.

Наиболее интересной и зрелищной разновидностью игры является «Артистический карамболь», который приобретает все большую популярность. С 1986-го года проводятся даже чемпионаты мира в этом виде бильярда. В этом виде карамболя существует 76 обязательных позиций, для каждой из которых нужно выполнить удар со строго регламентированным количеством соприкосновений битка с прицельными шарами и бортами. Очки начисляются за каждый правильный удар от 4 до 11 (в зависимости от сложности). Для достижения результата применяют удары (экстремальные резки, удары массе́), которые не используются в других видах бильярда.

Особенности бильярдного стола для карамболя

Особенность столов для игры в карамболь заключается в том, что они делаются с подогревом плиты. Для чего? Поскольку при ударах в карамболе шар совершает вращательные движения по фантастическим траекториям, скольжение его по сукну должно быть безупречным, а подогрев увеличивает скорость раската в три раза. Размеры стола для игры в карамболь стандартные - 9-ти или 10-футовые, высота - 74,9 см.

Бильярдные шары для карамболя могут весить от 198 до 220 гр, и иметь в диаметре от 60 до 62 мм. Бильярдный кий для карамболя может быть как цельным, так и составным, весом - 480-520 г, длиной от 1350 до1500 мм и изготавливаться из любого материала.

Где играют в карамболь?

Карамболь получил наибольшее распространение в Европе (Испания, Голландия, Греция, Германия, Бельгия, Франция, Италия, Швеция, Португалия, Чехия, Дания, Австрия), России, Северной и Южной Америке (США, Колумбия, Венесуэла, Эквадор), Египте и Турции, Вьетнаме, Корее, Японии.

В этом году Антверпен принимал 66-й чемпионат мира по трехбортному карамболю, а первый состоялся в 1928 году во Франции (Реймс). Первый титул чемпиона мира по карамболю принадлежит Эдмунду Сусса (Египет).

Тайны увлекательной настольной игры – шашматы!

История возникновения такого вида настольной игры как шашматы и на сегодняшний день пока неизвестна, но все, же ходят множество различных легенд и версий. По одной из многочисленных легенд шашматы изобрел древнегреческий герой, которого зовут Паламед, участник осады Трои. Как нам известно, осада Трои длилась долгих 10 лет, и чтоб не заскучать Паламед начал рисовать клетки на земле, вследствие чего появилась такая увлекательная игра.

Русский бильярд

Практически все специалисты сходятся во мнении, что родиной бильярда является Азия. Но некоторые утверждают, что бильярд появился в Индии или Китае. Можно смело утверждать, что согласно складу национального характера, практически все изобретения, которые были сделаны китайцами, достаточно редко доводились до какого либо совершенства. Вот и китайский бильярд до наших дней остался самой обыкновенной незамысловатой детской игрушкой.


Карамболь - разновидность безлузного бильярда и определение удара, при котором биток, коснувшись одного прицельного шара, ударяется о другой.
Карамбольные игры свое развитие получили во Франции. Первые упоминания о трехшаровой карамбольной партии было в 1775 году: 2 белых и один красный шары (как и теперь). Если в карамболь играли сначала на лузных столах, то с усовершенствованием киев и наклеек, которые позволяли делать невообразимые удары (в 1827 году француз Манго предложил свой кий и кожаную наклейку) лузы на столах исчезли. Шар можно было пускать по любой траектории. Боковые удары (les effets) «французские» получили большое значение.

§ 1. Бильярдное оборудование.
- Столы: 4,5х9 футов; 5х10 футов (1382х2764 мм; 1536х3072 мм), высота - 749 мм, безлузные с подогревом;
- шары: вес 198 - 213 г, диаметр - 62 мм;
- кии: вес - 480-520 г, длина - 1350-1500 мм.
§ 2. Виды карамбольных игр.
- «открытая партия»;
- «кадре 41/1»;
- «кадре 72/2»;
- «карамболь от одного борта»;
- «карамболь от трех бортов».

Общие правила

§ 1. Используемые шары.
2 белых шара (или белый и желтый) и один красный. У каждого из игроков свой белый шар в качестве битка. Один биток имеет для отличия 2 или 3 цветных точки.
§ 2. Расстановка шаров.
Красный шар - на заднюю отметку. Биток соперника - на переднюю отметку. Биток игрока - на передней линии в пределах 15 см от передней отметки.
§ 3. Начальный удар.
При выполнении этого удара необходимо, чтобы биток коснулся сначала красного шара, а не битка соперника. При выполнении следующих ударов биток может касаться белого или красного в любом порядке.
§ 4. Отыгрыш.
При отыгрыше необходимо, чтобы после соударения битка с шаром или биток или прицельный шар дошел до борта. Несоблюдение условия - фол (ошибка). Запрещается отыгрываться 2 раза подряд. Если это произошло, то также объявляется ошибка.
§ 5. Выставление шаров.
Выскочивший биток выставляется на переднюю отметку (если она занята, то на заднюю отметку, если и она занята, то на центральную отметку). Если выскакивает белый прицельный шар, то его выставляют на переднюю точку (если она занята, то на заднюю точку, если и она занята, то на центральную точку). Выскочивший красный шар выставляется на заднюю отметку (если она занята, то на переднюю точку, если и она занята - на центральную точку). Если одновременно выскакивают биток и прицельный шар, то сначала выставляется биток по указанным правилам, а затем прицельный шар. Если одновременно выскакивают 2 прицельных шара, то их выставляют, как указано выше. Если биток мешает выставлению одного из шаров, то сначала выставляют прицельный шар, место которого не занято, а затем другой прицельный шар. Если за борт выскакивает сразу 3 шара, то их расставляют как и при начальном ударе. Если биток не выскочил за борт, то любой результативный удар засчитывается и после выставления прицельных шаров игрок продолжает серию. Во всех случаях после нарушения соперник принимает сложившуюся позицию на столе.
§ 6. Биток вплотную к прицельному шару.
В этом случае игрок имеет право:
1. Выставить соприкасающиеся шары: красный на заднюю отметку, свой биток - на переднюю отметку и биток соперника - на центральную отметку;
2. Произвести удар в сторону от прицельного шара, т.е. биток должен коснуться борта или свободного прицельного шара, а затем коснуться прицельного шара, с которым он стоял вплотную. Неправильно выполненный удар в сторону от шара - ошибка. Если сделан выбор п.1, а соответствующая точка занята, то шар выставляется на точку, предназначенную для мешающего прицельного шара.
§ 7. Биток вплотную к борту.
Если биток находится вплотную к борту, то играть от данного борта можно. Однако если правила игры предусматривают определенное число соударений с бортами, то первое соударение с данным бортом не принимается в учет. Если соударение происходит вторично, то оно засчитывается. Засчитываются также и последующие соударения с тем же бортом.
§ 8. Условия игры.
Количество игроков - двое или трое. Используемые шары: белый, белый с точками (или желтый), красный. Цель игры - набрать первым заданное количество очков - 30-60. Счет - за каждый результативный удар 1 очко (результативный удар - биток касается 2-х прицельных шаров без ошибок).

ОДНОБОРТНЫЙ КАРАМБОЛЬ.

§ 1. Правила игры.
Прицельный результативный удар дает право продолжить серию. При выполнении удара необходимо, чтобы биток либо до соударения с прицельным шаром коснулся одного или нескольких бортов, или после соударения с прицельным шаром коснулся одного или нескольких бортов, а затем другого прицельного шара. В противном случае - штраф. За каждую ошибку с текущего счета списывается одно очко.

ТРЕХБОРТНЫЙ КАРАМБОЛЬ.

§ 1. Цель игры.
Первым набрать определенное количество очков (30-60). За каждый правильный результативный удар начисляется 1 очко.
§ 2. Результативный удар.
- если биток касается прицельного шара, затем 3-х или более бортов и попадает во второй прицельный шар;
- если биток касается 3-х или более бортов, а затем двух прицельных шаров;
- если биток касается борта, затем прицельного шара, затем 2-х или более бортов и попадает в другой прицельный шар;
- если биток касается 2-х или более бортов, затем прицельного шара, затем одного или более бортов и попадает в другой прицельный шар.
§ 3. Начальный удар.
Выполняется в соответствии с общими правилами. За удар, выполненный с нарушением, объявляется штраф, право удара переходит к сопернику и очки не засчитываются.
§ 4. Правила игры.
1. Каждый результативный удар дает право продолжить серию;
2. За выскочившие шары объявляется ошибка (фол);
3. Если прицельный шар стоит вплотную к борту, то при выполнении умышленного отыгрыша необходимо, чтобы после соударения битка с прицельным шаром или биток коснулся любого борта, или прицельный шар дошел до другого борта.
§ 5. Штраф за нарушения.
Серия заканчивается, а очки не засчитываются (но не вычитаются).

ОТКРЫТАЯ ПАРТИЯ.

§ 1. Правила игры.
Игра ведется до 400-500 очков. При соударении шаров касание бортов битком не обязательно. Каждый карамболь стоит 1 очко. Красный шар ставится на точку 3, биток соперника - на точку 1. Начальный удар производится согласно общим правилам. Карамболь можно сделать от шара и от бортов.
§ 2. Особенности.
В углах стола очерчены треугольные зоны, в пределах которых можно сделать только один карамболь, а затем необходимо произвести удар, после которого красный шар или биток партнера должен покинуть эту зону для дальнейшего продолжения серии ударов. Если шар не покинул зону, то удар переходит к партнеру, но штраф не берется.

«КАДРЕ 47/1»

§ 1. Особенности.
На столе размечается 9 зон: 6 квадратов у коротких бортов со стороной 470 мм (47 см) и 3 прямоугольных зоны.
§ 2. Правила игры.
В каждой зоне делается только 1 карамболь собравшимися там шарами, после чего один из шаров должен покинуть зону (красный или биток противника). Далее покинувший зону шар можно возвращать в эту же зону для продолжения очередного (опять только 1) карамболя.

«КАДРЕ 74/2»

§ 1. особенности.
Стол размечается на 6 зон: одна линия делит стол пополам, 2 другие - параллельно коротким бортам на расстоянии 74 см. В каждой зоне можно выполнить подряд не один, а два карамболя.