Бильярд Буркозел Домино

Почему нам так нравится играть. Вся жизнь – игра! Почему взрослые люди любят играть? Почему мы играем в компьютерные игры

Наверняка вы не поверите мне на слово. Ведь мы привыкли, что игры ассоциируются с бесполезным занятием, которое приносит удовольствие только детям и странным взрослым, которые играют вместо того, чтобы содержать семью, общаться с друзьями и ездить на рыбалку по выходным. Я правильно выразил ваши мысли?

Для начала я приведу вам исследование , проведенное Университетом Северной Каролины, которое доказало, что взрослые люди, играющие в компьютерные игры, более счастливы и меньше подвержены депрессии, чем те, кто не признает игры.

Стоит ли верить этому исследованию? Думаю, да. Хотя бы потому, что исследования, которое бы доказывало негативное влияние игр на эмоциональный фон человека, нет. Конечно, все мы слышали о геймерах, которые теряли сознание от того, что сутки проводили в играх. Но это, скорее, исключения из правил, чем норма.

Вдобавок к этому исследованию я хотел бы привести 10 причин, почему взрослым стоит играть в компьютерные игры.

Вы установите связь со своим внутренним ребенком

Лишь некоторые из нас после работы занимаются чем-то интересным для себя. И постоянные мысли о работе (особенно нелюбимой) приводят к депрессии и скуке.

Вы можете выбрать себе любое хобби, которое вам по душе. И если это игры, то почему бы и нет? Вспомните, как много вы играли в детстве. Создав такую связь с собой в детстве, вы поймете, что можно получать удовольствие от многих вещей, не только от игр.

Игры помогают побороть стресс

Чем старше мы становимся, тем больше проблем и обязательств сваливаются на нашу голову. Кредиты, долги, проблемы на работе - все это создает стрессовые ситуации. В первую очередь вам нужно понять причину стресса и избавиться от нее. А компьютерные игры могут помочь вам расслабиться и на некоторое время отвлечься от ежедневного стресса.

Они развивают воображение

Любой, кто когда-либо играл в компьютерные игры, может сказать, что они заставляют работать воображение, ассоциировать себя с главным героем и внимательно следить за сюжетом. Поможет ли это вам в реальной жизни? Пожалуй, да. Ведь всем нам нравятся люди с богатым воображением.

Игры - отличная тема для разговора

Вы удивитесь, но множество людей играют в компьютерные игры. И в следующий раз, когда вы будете на вечеринке, попробуйте ненароком спросить у своего собеседника об этом. И если он любит играть, у вас найдется хорошая тема для разговора.

Вы научитесь находить баланс между работой и развлечениями

Если вы не можете отвлечься и играете сутками напролет, то дело не в том, что игры плохие. Дело в вас. А игры - всего лишь один из способов отвлечься от проблем в жизни. Не было бы их, вы бы нашли что-то другое. Постарайтесь отыскать золотую середину между развлечениями и обязанностями.

Игры развивают зрительно-двигательную моторику

Исследования доказывают, что люди, играющие в компьютерные игры, имеют лучшую моторику и координацию. Таким образом, вы развиваете свои физические навыки. Многие виды деятельности требуют хорошей координации и моторики. К примеру, вождение.

Времяпрепровождение с друзьями

Если вы устали ходить в одни и те же места со своими друзьями, попробуйте разнообразить ваш досуг компьютерными играми. Это может укрепить ваши отношения и поможет не отдалиться от друзей.

В играх всегда есть цель

В играх всегда есть цель, будь то выход на новый уровень или иное достижение. Это делает ваше времяпрепровождение более интересным и захватывающим.

Упражнения можно превратить в игру

Тренировки в и на - это замечательно. Но иногда они становятся слишком монотонными и надоедают. В таких ситуациях гаджеты вроде Kinect или Wii могут стать отличной отдушиной.

Ужасные минуты ожидания в прошлом

Очереди в банках, больницах и других заведениях иногда сводят с ума. Именно в таких ситуациях увлекательная игра на вашем смартфоне, планшете или консоли может помочь не только интересно провести время, но и сэкономить нервные клетки.

Какое место в вашей жизни занимают игры? Считаете ли вы их детской забавой, или все же это хороший способ провести время?

Строятся все новые парки развлечений, выпускаются все новые компьютерные игры, на телевидении множатся викторины и прочие соревнования, кто-то увлекается историческими реконструкциями, а кто-то с упоением катается на самокатах и роликовых коньках... Похоже, за последние два десятилетия игры решительно захватили мир взрослых. Что это – регрессия к инфантильному поведению, желание порадовать своего «внутреннего ребенка» или стремление уйти от чересчур жесткого социального регламента? «Настроение игры – это настроение отрешенности и восторга, священное или праздничное, – писал философ Йохан Хейзинга в книге «Человек играющий»*. – Оно дает нам ощущение радостного подъема и позволяет снять напряжение. Игра – это мощный источник энергии, она по самой своей сути исполнена позитивных эмоций».

Продуктивное занятие

Те из нас, кто вносит элементы игры в рутинную работу, более успешны, чем те, кто замыкается только на выполнении своих прямых обязанностей. Это, в частности, доказали голландские ученые, уговорив руководство одной страховой компании позволить части служащих иногда играть в компьютерные игры на работе. Выяснилось, что сотрудники, поиграв, начинали трудиться с большей эффективностью и получали от работы удовлетворение большее, чем их коллеги, не участвовавшие в эксперименте**. Хотя компанию, которая согласилась бы на проведение «игрового» эксперимента, психологам пришлось искать довольно долго. И немудрено – в том, что сочетание игры и работы способно повысить продуктивность, убежден далеко не каждый. Еще в XIX веке всякое времяпрепровождение, которое не ведет к прибыли, объявлялось праздностью. Даже Чехов в «Вишневом саде» противопоставлял «бездельницу» и уходящую натуру Раневскую и труженика, человека новой России Лопахина. Общество согласно было терпеть лишь азартные игры – и то потому, что в них есть шанс получить прибыль: по воле случая игрок может обогатиться.

Важная потребность

«Люди, глубоко усвоившие социальную модель индустриальной эры, считают своим долгом иметь печальный вид, чтобы их воспринимали всерьез, – говорит социальный психолог Юбер Жауи (Hubert Jaoui). – Для них быть взрослыми значит не улыбаться, не играть, не плакать, не испытывать эмоций. В конечном итоге эти «реалисты-рационалисты» оказываются подавленными людьми, склонными к пассивности и фатализму. Напротив, люди творческие знают, что реальность гибка и подвижна. Так что они с удовольствием с ней играют, непрестанно ее пересоздавая. Если относиться к жизни слишком серьезно, то мы сами себя лишаем шанса ее изменить».

Значит ли это, что играть – это наше естественное занятие, а вовсе не проявление регрессии или инфантилизма? «Это наша потребность, которая фундаментально важна для поддержания нашего психического здоровья и способности к творчеству, – подтверждает Юбер Жауи. – Без игры наши рассуждения становятся шаблонными, эмоции иссякают...»

Мы знаем, что игра чрезвычайно важна для ребенка, и не только потому, что позволяет развить воображение, логику, физическую ловкость. «В игре ребенок символически переходит в мир правил человеческих взаимоотношений», – писал психолог и педагог Даниил Эльконин***. А что же у взрослых? «Игра – это реализация наших творческих возможностей, которые в жизни зачастую остаются не востребованы, – объясняет транзактный аналитик Вадим Петровский . – Мы достигаем тех целей, которых не было в планах, но они были в нашем потенциале. Игра дает возможность неограниченной фантазии и творчества. Все может стать всем, и мы можем стать всем, причем здесь и сейчас. И это колоссальное удовольствие». Вот в чем разница между детьми и взрослыми: дети играют, чтобы познать свои возможности и построить свою личность, а мы, взрослые, – чтобы о себе забыть и себя превзойти.

4 психологические функции игры

Все игры, несмотря на их великое множество и разнообразие, философ Роже Кайуа (Roger Caillois) разделил на четыре категории в зависимости от того, преобладает ли в игре состязательность, случайность, симуляция или... головокружение.

«AGON . Целая группа игр представляет собой состязание, борьбу, где искусственно создается равенство шансов и противники сталкиваются друг с другом в равных условиях, которые обеспечивают точную и неоспоримую оценку одержанной победы. К ним относятся как командные, так и индивидуальные соревнования: теннис, бокс, футбол, легкая атлетика. К тому же классу относятся игры, в которых противники располагают в начале точно одинаковыми по числу и ценности исходными ресурсами. Отличными примерами могут служить шашки, шахматы, бильярд.

ALEA . По-латыни так называется игра в кости. Это слово обозначает любые игры, которые основаны на решении, не зависящем от игрока и никак не подконтрольном ему, то есть в которых требуется переиграть не столько противника, сколько судьбу. В них не только не стремятся устранить несправедливость случая, но именно его произвол и образует единственную движущую силу игры. Наиболее чистые примеры этой категории игр – кости, рулетка, орлянка, баккара, лотерея.

MIMICRY . Тип назван так по аналогии с мимикрией насекомых. В этом случае игра заключается в том, чтобы стать вымышленным персонажем и вести себя соответствующе. На карнавале человек в маске не пытается кого-либо убедить, что он настоящий маркиз, тореадор, краснокожий… а старается напугать других и воспользоваться окружающей вольностью, которая сама вытекает из того, что маска скрывает социальную роль и высвобождает подлинную личность. Так и актер не пытается убедить зрителей, что он «вправду» король Лир...

ILINX . «Водоворот» по-гречески. Включает в себя такие игры, которые основаны на стремлении к головокружению и заключаются в том, что игрок на миг нарушает стабильность своего восприятия и приводит свое сознание в состояние какой-то сладостной паники. Такие ощущения вызывают разные аттракционы, прежде всего американские горки, качели и карусели. Взрослые имеют в своем распоряжении различные танцы – от учтиво-светского, но и коварного вихря вальса до разных видов неистового лихорадочно-конвульсивного дерганья. Примерно такое же удовольствие они получают, упиваясь высокой скоростью, например на лыжах, на мотоцикле или в открытой машине».

Спасение от повседневности

«Заходим в дом. Пол усеян свечными огарками, стены пестрят жуткими надписями. В свете фонарей все выглядит нереальным. Как декорация. Трудно поверить, что в Москве, в большом парке, где днем гуляют дети, а вечером целуются парочки, находится… такое», – рассказывает 40-летняя Анна, участник игры «Дозор», суть которой в гонках по ночному городу, поиске заветных указаний и... получении мощной дозы адреналина.

Игра позволяет взрослым вырваться из повседневности, чтобы на какое-то время полностью погрузиться в иную обстановку. И чем сильнее на нас давят социальные нормы, тем больше нам необходимо такое бегство. «Игра дает нам возможность почувствовать ту свободу, которой мы лишены в реальности, – считает Вадим Петровский. – Отягощенные обязанностями перед другими людьми и самими собой, подконтрольные начальству, коллективу, родственникам, мы часто ощущаем себя марионетками, которых дергают за ниточки. А игра позволяет хотя бы на время перестать зависеть от социума и делать то, что не позволено нам наяву. Более того, в игре мы можем кого-то сразить, над кем-то смеяться, кем-то манипулировать… Если в жизни нам позволено так мало, то в игре позволено все». Вот чем объясняется нынешний успех ролевых игр, костюмированных исторических шоу или пейнтбола, где подростки и взрослые часами стреляют друг в друга шариками с краской.

Свобода «внутреннего ребенка»

Прелесть игры еще и в том, что у играющего нет возраста. «Когда я играю со своими детьми, я каждый раз восхищаюсь возможностью опять ощутить себя такой же живой, открытой, эмоциональной», – признается 38-летняя Анна. Эта спонтанность – проявление нашего «внутреннего ребенка», того состояния нашего «Я», которое чувствительно, уязвимо, эмоционально и самодостаточно одновременно. «Это встреча с собой, с тем «Я», с которого все начинается в младенчестве, – поясняет Вадим Петровский. – Тогда в собственных глазах мы обладали абсолютным могуществом, владели собой и всем миром, который зажигался и гас в зависимости от того, закрывали мы или открывали глаза. Играя, мы словно возвращаемся в те детские ситуации, где были счастливы и безусловно испытывали удовольствие».

Прислушаться к «внутреннему ребенку» бывает очень важно в моменты конфликта или личного кризиса, когда человек несчастен или растерян. В этом случае усвоенная привычка играть позволяет легче восстановить с ним контакт и обрести эмоциональное равновесие. «Благодаря своей интуиции и непосредственности наш «внутренний ребенок» сможет найти верные решения, в то время как взрослый заперт в рамках дозволенного, ограничен своими страхами и предрассудками, – продолжает Вадим Петровский. – Важно и то, что контакт с «внутренним ребенком» восполняет нашу потребность в ощущении целостности самого себя в прошлом, настоящем и будущем, целостности цивилизации, природы и космоса, нашей причастности ко всему и растворении во всем».

Наконец, игра еще и продлевает молодость! Мы стареем в соответствии с тем образом старости, который сами себе создаем. Мы становимся жертвами собственных стереотипов, когда связываем ее лишь с болезнями, слабостью, утратой возможностей. Но это не обязательно так! Выходит, как только человек перестает получать удовольствие от игры, он начинает стареть...

* Й. Хейзинга «Homo Ludens. Статьи по истории культуры» (Прогресс Традиция, 1997).

** Подробнее см. на сайте Университета Утрехта (Нидерланды), uu.nl

*** Д. Эльконин «Психология игры» (Владос, 1999).

взгляд психоаналитика

Это далеко не первая, и, разумеется, не последняя статья о психологии компьютерных игр , которая написана для психологического сайта. Тема благодатная - компьютеры стали неотъемлимой частью жизни, а компьютерные игры - соблазнительным способом провести свободное время.

  • Почему люди играют в компьютерные игры?
  • Компьютерная игра: это хорошо или плохо?
  • Как избавиться от игровой зависимости?

Эти и другие похожие вопросы каждый день тысячи людей задают Яндексу. Рассматривая эти вопросы через призму психоаналитического опыта, попробую дать на них свои ответы.

Люди, которые играют в игры

Существует распространенное заблуждение, что в компьютерные игры играют преимущественно подростки. Это не совсем так. Скорее подростки более открыто обсуждают свои игры. Взрослые же люди часто считают тот факт, что их привлекают определенные компьютерные игры, несколько смущающим или и вовсе постыдным. И продолжают играть в них, не афишируя этот факт среди друзей и посторонних людей. Фактически, компьютерные игры могут захватить человека любого возраста, пола, семейного и профессионального статуса.

Почему компьютерные игры привлекательны?

Игра может занять довольно много времени (при этом - не всегда свободного). Тем не менее, многие люди предпочитают провести время именно за монитором. Почему это происходит?

Компьютерные игры позволяют перенестись в "иной мир". Они, как ничто другое, позволяют погрузиться в этот мир очень глубоко, и даже на уровне тела чувствовать его виртуальную реальность. Ситуация игры позволяет быть внутри нее настолько свободным, насколько никогда не позволит "реальная реальность". Самое страшное последствие ошибки или неудачи в игре - необходимость закрыть ее и начать сначала.

Игры оказываются привлекательны тем, что позволяют почувствовать нечто , чего не хватает в обычной жизни. Либо, напротив, НЕ чувствовать что-то, чего в жизни имеется с избытком. Кроме того, некоторые игры позволяют хотя бы на время побыть кем-то другим, кем-то привлекательным, кем человек хотел бы себя почувствовать.

Пример 1. Быть Ларой Крофт?

Ряд игр, особенно ролевые игры, предоставляют возможность почувствовать себя иным человеком , чем в реальности. Например, бесстрашным, мужественным, сильным спасителем невинной жертвы ужасных монстров, или красивой, умной, спортивной, исключительно привлекательной женщиной-археологом, готовой рискнуть жизнью ради обретения невероятных артефактов.

Возможность чувствовать собственную силу, привлекательность, бесстрашно рисковать, успешно распутывать хитроумные загадки - почти наркотик. И тем он сильнее, чем меньше возможностей почувствовать то же самое у человека в его реальной жизни.

Пример 2. Убей монстра!

Многие игры имеют ярко выраженный агрессивный контекст: убить как можно больше врагов! сокрушить ужасного монcтра! набрать силу и стать непобедимым! Игрок чувствует азарт, силу, мощь, и глубокое удовлетворение от массового уничтожения виртуальных существ. Может возникнуть впечатление, что игра вызывает агрессию, которой у человека до этого не было - веский довод против компьютерных игр?

Почему же эти игры оказываются так привлекательны для, казалось бы, совершенно мирных, иногда даже робких в обычной жизни людей? Потому что они позволяют проявиться подавляемой им и агрессии . Они помогают выразить то, что человек не позволяет себе проявлять в реальности - ведь чем больше какое-то чувство подавляется, тем сильнее и сильнее оно становится где-то глубоко внутри. Виртуальная ситуация безопасна, она дает возможность не испытывать страх и чувство вины - те чувства, которые составляют основу подавления агрессии.

Увлечение агрессивными играми - это попытка войти в контакт со своей агрессией и, возможно, научиться управлять ей. Правда эта попытка не всегда бывает успешной, ведь виртуальная реальность все же сильно отличается от реальной.

Пример 3. Собирая пасьянс...

Целый пласт компьютерных игр (например, логические) созданы для того, чтобы скоротать время в ситуациях вынужденного ожидания. Но иногда оказывается, что время вовсе не лишнее, а от простой и достаточно монотонной игры невозможно оторваться. Казалось бы, ну а тут-то что затягивает?

Занимая свое внимание, сосредотачиваясь на решении задач разной степени сложности, наблюдая за чередой привлекательных визуальных образов, уходя в незатейливый виртуальный мир цветных шариков, карт, красивых схем, человек на время отодвигается от состояния тревоги . Перекладывая карты, группируя шарики по цветам или собирая слова из букв, человек на время останавливает поток тревожных мыслей и образов. Но возвращение к реальности возвращает и тревогу.

Компьютерные игры: за и против?

Компьютерные игры могут выглядеть абсолютно бессмысленным времяпрепровождением, если смотреть на них лишь с позиции внешней реальности. Для нее человек, проводящий часы перед монитором, практически потерян. Но раз люди чем-то занимаются, значит это имеет какой-то психический смысл. Какой?

С точки зрения внутренней (психической) реальности, компьютерные игры представляют для игрока своеобразный способ психической саморегуляции . Процесс игры позволяет снять психическое напряжение (до некоторой степени). Так что в игру "уходят" от стресса, неудовлетворенности своей жизнью и самим собой, от невозможности проявить в реальных отношениях какие-то сильные эмоции.

Этот способ обращаться с трудностями имеет сходство с использованием алкоголя в качестве способа регуляции своего состояния: игра (как и алкоголь) позволяет быстро (но лишь на короткое время) изменить внутреннее состояние и снять напряжение. Когда к играм как к средству достижения внутреннего баланса прибегают часто, возможно развитие игровой зависимости . Механизм образования алкогольной и игровой зависимости схож: когда психическое напряжение очень высоко, находится простой и довольно приятный способ ее быстро снять. Этот способ не требует особо больших затрат времени, энергии, денег... В случае алкоголя в действие вступает также химическая зависимость. Создатели компьютерных игр борются за своего клиента, используя различные психологические приемы, схемы, уловки, стараются создавать такие игры, которые затрагивают действительно глубокие струны в человеческой душе.

Считается, что самую сильную зависимость вызывают сетевые игры. Входя в контакт с другими игроками в своем виртуальном образе, у человека возникает иллюзия реальных отношений, реальной жизни. Тогда легко потерять счет часам, а иногда и дням. Физические потребности, обязательства перед другими, обстоятельства жизни уходят на задний план, и "фигура превращается в фон" - виртуальная реальность становится для игрока более реальной, чем "реальность оффлайна".

Виртуальная реальность: вход и выход

Если компьютерные игры стали чем-то большим, чем удобный способ скоротать свободное время, человек сталкивается с тем, что страсть к игре начинает нарушать ход его повседневной жизни. Желание уйти в игру становится очень требовательным, даже навязчивым. И тогда может возникать понимание: "игры кончились", началась игровая зависимость . Что делать?

Некоторым людям удается отказаться от игр сравнительно просто. Это люди с очень большой силой воли и не очень далеко зашедшей страстью к играм. Как правило, такие люди, осознав свою зависимость, просто отказываются от игры, удаляя ее из компьютера, и находят для себя другие, более устраивающие их способы справиться с напряжением жизни.

Иногда, друзья, осознавшие свою зависимость, отказываются от игр вместе . Возникает эффект группы: вместе легче отказаться от образовавшейся привычки, проще найти себе уже подзабытые занятия в реальной жизни. Ну и, конечно, другой человек, взятый в союзники в борьбе с зависимостью - это и контролер (перед которым стыдно сорваться), и поддержка (так необходимая иногда в борьбе с самим собой). Конечно, в качестве такого человека может выступать кто-то близкий, кто сам игровой зависимостью не страдает. Он может "усилить собой" захваченное страстью "Я" игрока, предложить в помощь свою силу воли и решимость найти выход из виртуальной западни. Но эта помощь по-настоящему эффективна, только если игрок осознает свою зависимость и сам хочет от нее избавиться.

Иногда справиться с зависимостью в одиночку или даже при помощи друзей и близких не удается, несмотря на все усилия и желание. Обычно это связано с тем, что есть не просто привычка, а серьезная внутренняя привязка к игре. Это происходит, когда игра "обслуживает" какие-то важные психологические потребности или отвлекает от серьезных психологических проблем. Тогда невозможно просто закрыть игру и выключить компьютер - пока есть проблемы, наша психика будет искать их решение (а самый простой путь - виртуальное псевдорешение - она уже нашла и просто будет его повторять!). Поэтому избавление от игровой зависимости часто лежит через уменьшение уровня тревоги, освобождение от внутренних конфликтов, принятие себя, самоуважение и увеличение способности активно проявлять себя во внешнем мире, увеличение способности строить и поддерживать близкие отношения с другими людьми, обретение смысла собственной жизни .

Психолог-психоаналитик
Обучающий аналитик и супервизор ЕКПП

Часто, когда у человека спрашивают, зачем он/она играет в компьютерные игры, возникает ступор. «Что за глупый вопрос?» - именно таким будет ответ в большинстве случаев. Если же попытаться добиться более аргументированного ответа, то можно услышать: «это весело, помогает расслабиться после работы» или «это как погрузиться в многотомный увлекательный роман, в котором ещё можно и поучаствовать» или «это неотъемлемая часть моей жизни, я с самого детства играю».

Люди редко задумываются о столь важном вопросе, из-за чего ответ на него часто звучит как оправдание или попытка защититься от тех, кто не воспринимает компьютерные как равноправное медиа наравне с кино и литературой. Но я абсолютно убеждён, что вам необходимо найти правильный ответ, чтобы играя не тратить время просто так, а получать максимум пользы.

Игры в том или ином виде существуют в человеческом обществе с его зарождения, а само понятие присутствует в языке каждой культуры. Согласно толковому словарю русского языка Ожегова, «игра - занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования». Это способ выместить лишнюю энергию, получить яркие эмоции и всячески повысить уровень эндорфина в крови участников. Но верно ли это утверждение для всего, что мы по привычке называем играми?

В древние времена единственным исключением, пожалуй, являлись шахматы. Придуманные не меньше, чем 1500 лет назад, они наглядно продемонстрировали, что в играх имеет место не только физическая сила и выносливость, но и умственная работа. За редким исключением игры неизменно ассоциировались с бесцельным времяпрепровождением в течении всей человеческой истории. И, должен сказать, небезосновательно.

С началом информационной эры человечество столкнулось с новым видом игр, которые так и стали называть - «компьютерные». Но почему всё то же старое слово «игра» было использовано для чего-то столь нового и необычного? Что вообще может объединять, например, шахматы и футбол с одной стороны, и Stanley Parable с Dota 2 с другой. Мы привыкли называть это «геймплеем» - или попросту взаимодействием/интерактивностью. В играх на свежем воздухе или в шутерах- это взаимодействие между членами команды. В Journey или Stanley Parable - взаимодействие между игроком и игровым миром.

Действия участников всегда во всех случаях направлены на конкретный результат: забить гол, поставить мат оппоненту или уничтожить главную башню команды противника - ясные и очевидные цели. А вот ради чего играть, например, в Stanley Parable с точки зрения именно игры - абсолютно непонятно. В ней нет цели, нет конца, она не призывает быть «быстрее, выше, сильнее», чем кто-то ещё. В тоже время в Journey есть понятная с самого начала задача - дойти до горы, но и здесь никто не предлагает соревноваться с другими людьми. Так зачем мы играем?

Отвечая на это вопрос, я чётко выделяю для себя две группы людей:

Для первой группы компьютерные игры, как и большинство игр на открытом воздухе, - отличная возможность «выпустить пар». Получить необходимую разрядку, например, сыграв несколько матчей в Call of Duty или FIFA - самая частая мотивация. Именно поэтому соревновательные игры, а также шутеры, экшены и слэшеры столь популярны. И в этом нет абсолютно ничего странного или неправильного. Главное отдавать себе отчёт, что именно это и является вашей основной мотивацией играть. В конце концов, компьютерное насилие и азарт помогают выплеснуть лишние эмоции в виртуальный мир, а не на членов семьи или коллег по работе, что крайне важно для человека в принципе.

Для второй же группы, компьютерные игры - способ получить уникальные впечатления, которые невозможны в реальной жизни. Этим людям игры помогают найти ответы на насущные вопросы, решить личные проблемы и взглянуть на мир под другим углом. К слову, это именно то, что делает единичные компьютерные игры искусством, что нельзя сказать больше ни про один другой вид игр в принципе.

Главная цель в Journey - само путешествие, которое у каждого конкретного игрока будет ассоциироваться с личным «путем» к заветной цели. Journey когда-то стала воплощением в игровой форме моего стремления успешно сдать экзамены и поступить в вуз, поэтому для меня это очень личная игра. В ней я соревновался лишь с самим собой. Я пытался понять, чего на самом деле хочу и как этого можно добиться. Лишь очень немногие игры способны на таком личностном уровне влиять на игрока, помогая ему с реальными проблемами.

Нельзя сказать, что эти две группы игроков никогда не пересекаются, но случается это очень редко. Я, например, в равной степени могу увлечься Journey или Call of Duty . Всё зависит от конкретной цели, которую я преследую, когда нажимаю кнопку Play. Но в то же время я знаю множество людей, которым Stanley Parable покажется абсолютно бессмысленной. Как сказал один мой знакомый, поиграв в неё час: «Я не хочу так бесполезно тратить своё время». Другой же мой хороший друг просто не в силах понять, что увлекает миллионы людей проводить десятки и сотни часов за Battlefield . Для него военная техника, взрывы, стрельба - пустое и ненужное времяпровождение в случае, если оно не служит какой-то более высокой цели, чем просто демонстрация внушительных спецэффектов.

Пока я тут рассуждаю, у вас наверняка накопилось несколько мыслей по вопросу: «Зачем вы играете в компьютерные игры?» Я буду очень признателен, если вы ответите в комментариях. Давайте обсудим эту тему.

Мы обитаем в Яндекс.Дзене , попробуй. Есть канал в Telegram . Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!

Игры давно превратились в один из видов современного искусства. Они способны рассказать историю на уровне фильмов и книг или бросить игроку серьезный вызов и обеспечить настоящий прилив адреналина. По доходам игровая индустрия уже обошла все остальные развлечения, а выход новой части культовой игры обсуждают не меньше, чем выборы президента США. И это без учета киберспорта, который за прошедшие годы превратился в отдельную и масштабную дисциплину с миллионной аудиторией. рассказывает, почему пора взяться за джойстик и как это сделать, если очень хочется, но пока не очень понятно.

Если вы до сих пор игнорируете игры, то теряете очень многое. И вот почему.

Неважно, кто вы - состоявшийся топ-менеджер или молодой студент, жаждущий приключений путешественник или примерный семьянин, - каждый сможет найти что-то по душе. Совмещать работу, личную жизнь и игры не только просто, но и весело.

Прежде игры вполне можно было сравнить с «современным искусством не для всех». Но за последние десять лет многое изменилось. Игры превратились в нечто доступное, массовое и многогранное, а бюджеты отдельных франшиз даже превосходят показатели крупнейших киностудий мира. Развитие технологий позволило разработчикам реализовать самые смелые задумки.

Игры перестали быть чем-то обособленным и пошли в массы. Сегодня их обсуждают в центральных СМИ, их реклама крутится на основных медийных площадках наравне с кино, а дети по образовательным играм в школах и дома познают мир. Одним словом - мейнстрим!

Копейка рубль бережет

Главным препятствием тому, чтобы начать играть, является стереотип о высокой цене этого удовольствия. Действительно, даже если рассматривать покупку среднего компьютера, заточенного на запуск современных игр на относительно высоких настройках, то это начинание может вылиться в круглую сумму.

Выход из этого порочного круга достаточно прост - приобрести игровую консоль. Приставки специально создаются для того, чтобы играть стало проще и удобнее. Да, компьютер можно собрать самому, заказать его сборку в магазине или же купить готовое решение. Однако каждый из таких вариантов однозначно дороже приставки.

Нынешнее поколение приставок благодаря укреплению рубля стоит относительно недорого (около 20 тысяч рублей) и собранный за аналогичную сумму компьютер сможет запустить разве что «Косынку» или «Сапер». Для покупки настоящей компьютерной игровой машины понадобится сумма, превышающая цену консоли в три или даже в четыре раза. А если хочется сделать все по уму и красиво, то даже думать о цене системного блока и аксессуаров становится страшно.

Кто-то может возразить, что главная трата владельцев консолей - игры. Да, в течение долгого времени так и было. Теперь же цены на компьютерные игры постепенно выравниваются. Раньше топовую компьютерную игру можно было купить за 600 рублей, а теперь все изменилось. Сегодня уже мало кого удивит, если новый хит на ПК стартует с ценником в 2000 рублей, что сравнимо со стоимостью главных консольных эксклюзивов в период скидок. Более простые (но не менее увлекательные) игры для неискушенных пользователей порой стоят на приставках и того меньше.

Всегда и везде

Другое достоинство консоли заключается в отсутствии проблем с настройкой, подключением и непосредственным использованием. Купил и играй.

У пользователей ПК после покупки обязательно начинаются сложности с драйверами, установкой нужного ПО, антивирусами, необходимостью внимательно вчитываться в системные требования каждой игры и не забывать «апгрейдиться» время от времени. Компьютер реже позволяет развалиться на диване, а если в семье он один и кому-то нужно поработать, то желаемый отдых откладывается. При этом люди все реже смотрят телевизор, и он все чаще стоит без дела. Так почему бы не найти этому большому экрану с HDMI более достойное применение?

В случае с консолью весь спектр сложностей ограничивается исключительно ее покупкой, поэтому она чаще оказывается более предпочтительным вариантом. Особенно среди тех, чей единственный компьютер - ноутбук.

Конечно, некоторые получают невероятное удовольствие от размазывания термопасты, укладки проводов и установки драйверов. Но большинство людей ценят свое время и хотят получить от игры немедленное удовольствие. И консоль дарит им такую возможность - достаточно воткнуть два провода и нажать кнопку на геймпаде.

Плюсом приставок является и отсутствие «сюрпризов», присущих ПК-геймингу: «даже на минималках не тянет», «надо переустановить систему» или «пора менять видеокарту» - этих проблем здесь нет и в помине. Пользователя ничто не отвлекает от игры вплоть до того момента, когда захочется перейти на «новое поколение» ради более продвинутых игр, а это случается лишь раз в несколько лет. PlayStation 3 вышла в 2006 году, а PlayStation 4 – лишь в 2013-м. Сколько раз вы успели обновить за это время компьютер?

Различен и подход к самому процессу игры. Развалившись на диване перед огромным телевизором, расслабиться гораздо проще, чем скрючившись в офисном кресле. А еще наличие консоли становится отличным поводом собраться большой компанией и провести вечер за играми. В отличие от компьютеров, приставки позволяют без проблем играть вдвоем, втроем и даже вчетвером. А если и этого мало, сетевого мультиплеера тоже никто не отменял.

Игры на любой вкус

Совершенно необязательно быть фанатичным геймером, чтобы получать удовольствие от консоли. Многие игры (их еще называют «казуальные») создаются с расчетом на самую широкую аудиторию. Вам без труда удастся освоиться даже в том случае, если вы никогда не держали геймпад в руках.

Отдельный довод - эксклюзивные проекты. Некоторые крупные разработчики выпускают свои игры только для одной из платформ. Как правило, это флагманские игры, которые приковывают к себе внимание всех поклонников виртуальных развлечений и заставляют серьезно задуматься тех, кто выбрал другую платформу.

Изображение: Sony

Дело в том, что когда проект разрабатывается сразу для нескольких платформ, времени для тонкой работы часто не остается, ведь приходится расходовать его на адаптацию под разное железо и внутреннюю архитектуру систем. В результате игры получаются со своими техническими огрехами. В случае с эксклюзивами разработчики концентрируются на одной платформе (с которой уже работают много лет). Они знают ее особенности, потенциал, и им хватает ресурсов, чтобы проработать проект до мельчайших деталей. Такой эксклюзив становится маленьким шедевром, живой классикой, которая оставляет незабываемые эмоции и обязательна к прохождению. Последняя часть культовой Uncharted или же новая Horizon Zero Dawn просто поражают визуальным дизайном и постановкой сцен. Это тот случай, когда лучше увидеть все самому, чем узнать от кого-то.

Если сравнивать количество качественных эксклюзивов, то однозначное первенство в нынешнем поколении консолей удерживает PlayStation 4. Подобная ситуация мотивирует не только геймеров, отдающих предпочтение этой консоли, но и разработчиков, которые чувствуют ее востребованность и предпочитают «затачивать» свои проекты именно под эту платформу. Если хотите в полной мере узнать, что такое «игровой блокбастер», то вам точно сюда.

Полное погружение

На самом деле, PlayStation 4 - это не только игровая консоль, но и самый доступный портал в мир виртуальной реальности на сегодняшний момент. Появившийся в конце 2016 года шлем PS VR неожиданно для многих стал хитом продаж. Не каждый решит купить его себе, но это отличная возможность попробовать технологию будущего в действии… и это действительно весело.

Под виртуальную реальность уже вышло порядочное количество интересных проектов на любой вкус и цвет, начиная от головоломок вроде SUPERHYPERCUBE и заканчивая вполне себе «взрослыми» проектами Battlezone и RIGS. Один из главных же поводов прикоснуться к технологиям VR стал Resident Evil 7 Biohazard. Весь ужас пугающего хоррора в виртуальной реальности ощущается намного сильнее. Это буквально новый опыт и местами крайне впечатляющий и убедительный. Resident Evil 7 Biohazard VR – важный шаг как для заядлых геймеров, так и для простых игроков, которые хотят скоротать вечер. Это первая ласточка крупных проектов для новых технологий, а значит - впереди много интересного. На подходе уже несколько мощных игр самых разных жанров. Чем дальше - тем глубже погружение в виртуальную реальность.

Неочевидное и невероятное

Даже если вы уделяете играм всего пару часов в неделю и не так сильно интересуетесь эксклюзивами (и даже не знаете, что они есть), то даже в этом случае перевес оказывается на стороне консолей. Уже упомянутые мультиплаформенные проекты на приставках получаются откровенно лучше, ведь разрабатываются в первую очередь для них. Многие игры приходят на компьютер в виде портированных версий, которые могут быть сделаны спустя рукава силами сторонних студий. Несколько лет назад произошел показательный случай. Вышедшая крупная и известная игра, отлично работающая на консолях, оказалась настолько неоптимизированной на компьютерах, что издателю пришлось удалить ее из магазина и отправить на доработку. Вернулась на ПК она лишь через полгода.

Бывает и так, что издатели в целом сперва выпускают продукт на консоли и лишь спустя какое-то время готовят версию для компьютеров. И пока ваши друзья уже вовсю играют в классные игры, а интернет наполняется спойлерами, вам остается только терпеливо ждать и верить, что версия для вашей системы скоро выйдет.

Отдельного внимания заслуживает мультиплеер. На консолях он часто оказывается стабильней, ведь пользователи покупают игру не на пару вечеров. Высокие продажи консолей также обеспечивают стабильный онлайн. К началу 2017 года Sony продала более 52 миллионов консолей последнего поколения. И все эти пользователи любят играть в популярные игры, а значит, вы всегда найдете компанию и практически невозможно будет столкнуться с долгим поиском игры или пустым лобби.

При выборе платформы нельзя разом убить двух зайцев. Персональный компьютер в первую очередь необходим для работы. И эту задачу он отлично выполняет, ощутимо проигрывая консолям в плане игр. Если же выбирать между приставками, то пока наиболее оптимальным выбором оказывается система PlayStation 4. У нее есть много преимуществ на фоне других приставок. Она популярней, на ней выходит больше классных игр и эксклюзивов, а с прокачанной версией PS4 Pro в эти игры еще и можно играть в разрешении 4К с поддержкой HDR!

PlayStation 4 была создана исключительно ради игр и развлечений. Добавьте к этому поддержку самого доступного и удобного шлема виртуальной реальности PS VR, малые габариты (PS4 весит всего два килограмма, что легче некоторых ноутбуков, не говоря о больших стационарных компьютерах, которые способны «тянуть на максималках»), доступную цену и постоянные скидки на популярные игры в фирменном магазине.

В результате получаем удобную и простую в использовании игровую систему, которая не требует никаких специальных навыков и представляет собой идеальное решение среди представленных на рынке устройств. А если думаете, что не справитесь с геймпадом после долгих лет на мышке и клавиатуре, то спешим вас успокоить - геймпад для PS4 настолько удобен, что уже через пару часов вы о нем просто забудете и полностью сосредоточитесь на отдыхе и веселье. А ведь ради этого все и играют в игры…