Бильярд Буркозел Домино

Анализ сюжетной игры дошкольников. Анализ особенностей развития сюжетно-ролевой игры дошкольника

Уровни развития сюжетно-ролевой игры (по Д.Б. Эльконину)

Показатель

I уровень

II уровень

III уровень

IV уровень

Действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры

В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному

Выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношений к другим участникам

Выполнение действий, связанных с отношением к другим участникам игры

Характер игровой роли

Роли есть фактически, но они не называются и определяются характером действий, а не определяют действие. При ролевых разделениях функций в игре дети не становятся друг к другу в типичные для реальной жизни отношений

Роли называются. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью

Роли ясно очерчены и выделены, называются до начала игры. Появляется ролевая речь, обращенная к товарищу по игре, но иногда прорываются обычные неигровые отношения

Роли ясно выделены и очерчены, названы до начала игры. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер

Характер игровых действий

Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций

Логика действия определяется жизненной последовательностью. Расширяется число действий и выходит за пределы какого-либо одного типа действий

Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообразны

Действия четко, последовательно воссоздают реальную логику. Они очень разнообразны. Ярко выделены действия, направленные к другим персонажам игры

Отношение к правилам

Логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей. Правила отсутствуют

Нарушение последовательности действий не принимается фактически, но не опротестовывается, неприятие ничем не мотивируется. Правило явно еще не вычленяется, но оно уже может победить непосредственное желание в случае конфликта.

Нарушение логики действий опротестовывается ссылкой на то, «что так не бывает». Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. Оно еще не полностью определяет поведение, но может победить возникшее непосредственное желание. Нарушение правил лучше замечается со стороны.

Нарушение логики действий и правил отвергается не просто ссылкой на реальную действительность, но и указанием на рациональность правил. Правила ясно вычленены. В борьбе между правилом и возникшим непосредственным желанием побеждает первое.

Рассмотрим рекомендации по диагностике уровня сформированности игровой деятельности дошкольников, предложенные Н.Ф. Комаровой. Комарова Н.Ф. Диагностика игры детей. Методические рекомендации / Н.Ф. Комарова. - Н-Новгород: НГПИ им. Горького, 1992. - 21 с.

1. Показатели анализа игры детей.

Для полноты анализа игры выделяют 4 группы показателей.

1. Как у играющих возникает замысел? Дети могут сами придумать, во что будут играть. А также замысел им может подсказать воспитатель.

2. Насколько разнообразны замыслы игр у детей? Безусловно, если понаблюдать за играми 1-2 раза, то ответить на этот вопрос невозможно. Его можно выяснить в ходе длительных наблюдений или из бесед с воспитателями о том, во что играет каждый ребенок.

3. Сколько игровых задач ставит ребенок? Возникший замысел дети реализуют путем постановки игровых задач. Например, девочка решила играть в «семью», она ставит три игровые задачи: кормит куклу, укладывает ее спать, гуляет. Другой пример: мальчик ремонтирует машину, увидев поблизости игрушечную собаку, кормит ее «косточкой», потом подходит к телефону, звонит маме, в этой игре мальчик тоже поставил три игровые задачи.

4. Насколько разнообразны поставленные игровые задачи? Анализируя поставленные ребенком игровые задачи, педагог определяет разнообразные они или однообразные.

5. Какова степень самостоятельности детей при постановке игровых задач? Игровую задачу ребенку может поставить взрослый, если заметит, что малыш бесцельно проводит время, например, он может сказать: «Покорми кукол». Некоторым детям требуется лишь незначительная помощь взрослого в постановке игровых задач, например, воспитателю достаточно сказать: «Куклы грустные, что они хотят?» и ребенок самостоятельно ставит любую игровую задачу. В этом случае отмечается, что игровую задачу, ребенок ставит с помощью взрослого. Дети могут и самостоятельно ставить игровые задачи без какой-либо помощи взрослого.

Установлено, что события окружающей действительности дети отображают в играх разными способами. Так, на этапе сюжетно-отобразительной игры малыши решают поставленные задачи предметными способами, а на этапе сюжетно-ролевой игры - не только предметными, но и ролевыми. Рассмотрим, какие вопросы нужно выяснить.

1. Насколько разнообразны игровые действия с игрушками? Уже в раннем возрасте малыши приучаются использовать игрушки в соответствии с их назначением. Выполняемые в игре действия с игрушками могут быть как разнообразными, так и однообразными.

2. Степень обобщенности игровых действий с игрушками. Известно, что игровые действия с игрушками могут быть развернутыми и обобщенными, т. е. разными по степени обобщенности. Развернутые игровые действия внешне похожи на реальные действия взрослых, так если в игре девочка «моет» посуду, то ее движения схожи с движениями человека, моющего настоящую посуду. Развернутые игровые действия увлекают ребенка, он их многократно повторяет. Игровые действия с игрушками могут быть и обобщенными, в этом случае ребенок выполняет их не развернуто, а быстро, как бы «свернуто». Появление в игре обобщенных игровых действий с игрушками свидетельствует о возможности использования еще более обобщенного игрового материала -- предметов-заместителей. Именно поэтому педагогу нужно своевременно зафиксировать появление у каждого ребенка обобщенных игровых действий с игрушками.

3. Наличие в игре игровых действий с предметами-заместителями. Если дети используют предметы-заместители, то надо определить, самостоятельно ли они включают их в игру или с помощью взрослого.

4. Наличие в игре игровых действий с воображаемыми предметами. Так же как и в предыдущем показателе, необходимо выяснить степень самостоятельности детей в использовании воображаемых предметов.

5. Принимает ли ребенок на себя роль? При правильном руководстве игрой к концу третьего года жизни дети начинают принимать на себя роль, это свидетельствует о переходе их на этап сюжетно-ролевой игры. Иногда педагогу непонятно, взял ребенок, на себя роль или нет, например, у мальчика в руках руль, он изображает, что едет на машине, при этом роль словом не обозначает. Его можно спросить: «Ты кто?» Если ребенок ответит, что он шофер, значит, он принимает роль взрослого. Если же ответа не последует или он назовет себя до имени, то ребенок роль не принимает. В этом случае, чтобы ребенку помочь осознать роль, педагог может сказать: «Ты едешь на машине и рулишь, как шофер».

6. Насколько разнообразны ролевые действия? Ролевые действия, которые ребенок выполняет в игре, могут быть разнообразные и однообразные. Например, если мальчик в роли шофера только крутит руль, то его действия однообразные, а если он еще и ремонтирует машину, моет ее, заливает бензин и т.п., то его действия разнообразные.

7. Какова выразительность ролевых действий? При выполнении роли дети пользуются разными средствами выразительности, у них изменяются движения, жесты, мимика. Например, одна девочка в роли мамы ласковая, веселая, а другая - строгая, хмурая.

8. Наличие ролевых высказываний. Ролевые высказывания - это отдельные реплики, которые ребенок произносит от имени того лица, чью роль выполняет. Они могут быть обращены к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, ко взрослому, сверстнику.

9. Кто инициатор ролевых высказываний? Ролевые высказывания могут появляться по инициативе взрослого, который обращается к играющим с вопросами, если замечает, что они выполняют ролевые действия молча. Инициатором ролевых высказываний может быть и ребенок, если он без побуждений со стороны взрослого сопровождает ими свою игру.

10. Наличие ролевой беседы. Постепенно от ролевых высказываний играющие переходят к. ролевой беседе. Ролевая беседа -- это логически связанные между собой по содержанию фразы, которыми обмениваются играющие. Она характерна для развитой сюжетно-ролевой игры.

11. Кто инициатор ролевой беседы? Инициатором ролевой беседы может быть как взрослый, так и ребенок.

12. С кем ребенок вступает в ролевую беседу? Ребенок может вступать в ролевую беседу со взрослым, с одним сверстником, с несколькими сверстниками.

13. Какова содержательность ролевой беседы? Ролевая беседа может быть интересной, содержательной. Но играющие могут обмениваться и стереотипными, заученными фразами, в этом случае ролевая беседа не интересна.

Игровые задачи дети могут решать индивидуально или совместно с кем-нибудь. При совместном решении игровых задач дети вступают во взаимодействие. Основываясь на материалах исследований А.П. Усовой, Р.А. Иванковой, была выделена группа показателей, характеризующих взаимодействие детей в игре.

1. Вступает ли ребенок во взаимодействие? Педагогу необходимо выяснить, вступают играющие во взаимодействие, или их игра носит индивидуальный характер. Ребенок в игре может взаимодействовать со взрослым или со сверстниками.

2. Кому ребенок ставит игровые задачи? Игровые задачи ребенок может поставить взрослому или сверстнику.

3. Умеет ли ребенок принимать игровые задачи? Как показывают наблюдения, большинство детей охотнее ставят другим игровые задачи и не умеют их принимать от сверстников, в этом случае возникает конфликт. Чтобы этого избежать, надо научить детей принимать игровые задачи от сверстников. Но поставленная сверстником игровая задача не всегда может быть ребенку интересна, в этом случае надо выяснить, умеет ли он тактично отказываться от поставленной игровой задачи.

4. Какова длительность взаимодействия? Играющие могут вступать в кратковременное и длительное взаимодействие.

IV. Самостоятельность детей в игре. Отдельно эта группа показателей не выделяется, она присутствует в каждой рассмотренной группе. Так, определяя содержание игры, выясняется самостоятельность детей в выборе замысла и постановке игровых задач. При характеристике способов решения игровых задач уточняется, насколько самостоятельны дети в выборе предметных и ролевых способов. В третьей группе показателей устанавливается, по чьей инициативе играющие вступают во взаимодействие: по собственному побуждению или по предложению взрослого, сверстников.

Итак, рассмотренные группы показателей дают разностороннее представление о степени сформированности игры у детей.

На основе выделенных показателей заполняются диагностические листы по определению уровня развития игры детей (Приложение 1).

2. Методика диагностирования игры детей.

Для заполнения диагностических листов нужны объективные данные об игре каждого ребенка, для этого можно использовать следующие методы.

1. Наблюдение за играми детей в группе, на участке, их протоколирование. С этой целью можно использовать технические средства - фотосъемку, магнитофонную запись высказываний детей в игре.

2. Беседы с воспитателями о содержании игр, о способах решения детьми игровых задач, о взаимодействии играющих, об их самостоятельности.

3. Игровые проблемные ситуации, которые задает детям педагог, наблюдающий за играми. При этом он обязан тактично включаться в игру, не нарушая ее хода, и делать это только в том случае, если во время пассивного наблюдения невозможно определить степень сформированности того или иного показателя развития игры.

Рассмотрим методику диагностирования игры детей по каждой группе показателей. Используется диагностический лист № 1.

Самостоятельность детей при постановке игровых задач выясняется во время наблюдений или путем предложения игровых проблемных ситуаций. Например, если будет замечено, что кто-то из детей не ставит игровую задачу, а воспитатель не оказывает ему своевременную помощь, то этому ребенку ставится игровая задача в косвенной формулировке, его внимание обращается на какую-нибудь игрушку: «Смотри, какая собачка грустная, ей одной скучно». Если ребенок самостоятельно не поставит игровую задачу, взрослый продолжает: «Может быть собачка проголодалась или захотела погулять?» Возможно, что ребенок опять не примет игровую задачу, поставленную косвенно, в этом случае ее можно предложить в прямой формулировке, педагог говорит: «Покорми собачку, она проголодалась». Если выяснится, что игра ребенка однообразна, т.е. он ставит 1-2 знакомые игровые задачи и многократно повторяет их, например, кормит куклу, укладывает ее спать, снова кормит и т.д., то ему можно предложить какую-то другую игровую задачу. Например, к мальчику, который долго катает машину, можно обратиться: «Дорога была дальняя, бензин уже, наверно, кончился, что делать?» или: «Как сильно гудит мотор. Что с ним случилось? Он, наверно, изломался».

В Приложении 2 приводим перечень диагностических показателей по параметру, связанному с содержанием игры детей, и методику их оценки.

II. Способы решения детьми игровых задач. Сведения о сформированности у детей способов решения игровых задач педагоги получают во время наблюдений. Наблюдая за играми детей, можно заметить, что из всех предметных способов они предпочитают игровые действия с игрушками. Этот факт еще не свидетельствует о несформированности у них других предметных способов. Известно, что для решения поставленной игровой задачи ребенок может использовать любой из освоенных способов. В этом случае нужно выяснить, принимает ребенок предметы-заместители и воображаемые предметы или нет. Приведем примеры, как это можно сделать.

1. К девочке, которая кормит куклу, используя только игрушки, можно обратиться: «Я угощаю твою куклу (дочку) вот этим красным яблоком», - вместо яблока предложить шарик от пирамидки.

2. Мальчика, который катает машину попросить: «Отвези, пожалуйста, вот этот арбуз, мне тяжело его нести», - вместо арбуза дать мяч зеленого цвета.

3. Обратиться к ребенку: «Принеси, нам, пожалуйста, торт (конфеты) к чаю», - так выясняется его умение самостоятельно находить предметы-заместители.

4. Девочке, которая кормит куклу, на пустой ладони можно предложить воображаемое угощение для куклы: «Я хочу угостить твою куклу вот этой конфетой».

5. Мальчику, который играет с машиной, можно предложить воображаемые инструменты для ремонта: «Вот этой отверткой удобно закручивать винтики».

Сформированность у детей ролевых способов выясняется только в том случае, если они принимают на себя роли. Если ребенок обозначает роль словом, то не возникает сомнения в том, что он принимает роль. Когда дети не обозначают роль словом, бывает трудно определить, принимают они ее или нет. В этом случае ребенка можно спросить: «Ты кто?» Если он не ответит, называют предполагаемую роль: «Ты шофер?» или: «Ты мама?».

О разнообразии и выразительности ролевых действий, наличии ролевых высказываний и беседы можно судить по результатам наблюдений. В случае отсутствия в играх ролевых высказываний, ребенку можно предложить следующие игровые ситуации.

1. Ролевые высказывания, обращённые к игрушке-партнеру появляются, если посоветовать о чем-нибудь спросить у куклы: «Твоя дочка пойдет гулять? Спроси ее, она пойдет в парк».

2. Для появления ролевых высказываний, обращенных к воображаемому собеседнику, ребенку можно предложить позвонить кому-нибудь по телефону.

3. Ребенка можно попросить обратиться к сверстнику, например, посоветовать: «Спроси, может быть, у шофера Саши есть инструменты для ремонта машины».

Для включения детей в ролевую беседу взрослый задает им вопросы по содержанию игры. В Приложении 3 - перечень диагностических показателей, по параметру, связанному со степенью сформированности у детей предметных и ролевых способов решения игровых задач, и методику их оценки.

III. Взаимодействие детей в игре. Прежде всего выясняется, вступает ребенок с кем-нибудь во взаимодействие или его игры носят индивидуальный характер. Для объективности нужно побеседовать с воспитателем, задав вопрос: «Ребенок всегда играет один или он иногда принимает участие в совместных играх?».

Ребенка, который играет индивидуально, можно постараться привлечь в совместной игре со взрослым или со сверстниками, предложив ему подобные этим игровые ситуации.

1. Обратиться к мальчику, который один едет на машине: Я очень спешу на работу. Подвези меня, пожалуйста, таким образом ребенка включают в совместную игру со взрослым.

2. Этому же мальчику можно предложить пригласить сверстника: «Ты куда поехал? Тебе, наверно, одному скучно, может быть ты пригласишь кого-нибудь прокатиться, ему будет так приятно».

3. Обратиться к девочке: «Ты с дочкой гулять собралась? Может быть, ты пригласишь Дашу с дочкой. Вместе гулять веселее». В этом случае ребенка тоже побуждают к взаимодействию со сверстником.

Степень развития у детей остальных показателей выясняется во время наблюдений за играми детей и из бесед с воспитателями.

В Приложении 4 приводим перечень показателей по параметру, связанному с выяснением взаимодействия детей в игре, и методику их оценки.

Итак, анализ диагностического листа позволяет выявить уровень развития игры каждого ребенка. Несформированность того или иного показателя дает основание педагогу поставить конкретные задачи по руководству игрой, тем самым неформально осуществлять индивидуальный подход к детям.

Кроме того, известно что игра развивается постепенно, сначала формируется сюжетно-отобразительная, потом - начальный этап сюжетно-ролевой и затем - развитая сюжетно-ролевая игра. На каждом этапе у детей может быть разный уровень развития игры: высокий, средний, низкий.

Сюжетно-отобразительная игра.

Высокий уровень . Замысел игры у ребенка возникает преимущественно по собственной инициативе, только в некоторых случаях взрослый ему приходит на помощь. В игре он отображает знакомые события, комбинируя их между собой. Заинтересовавшие события может повторять в игре многократно.

Игровые задачи ставит самостоятельно, лишь иногда требуется незначительная помощь взрослого Количество игровых задач, поставленных в игре, колеблется от 1 до 5-6. Они могут быть взаимосвязаны между собой и разрозненные.

У ребенка хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач. Игровые действия с игрушками разнообразные, по степени обобщенности могут быть как развернутые, так и обобщенные. Ребенок самостоятельно использует в играх знакомые и новые, предметы-заместители, воображаемые предметы. Иногда малыш принимает на себя роль взрослого, в некоторых случаях обозначает ее словом. Игра носит преимущественно индивидуальный характер, но ребенок проявляет большой интерес к играм сверстников.

Средний уровень. Замысел игры появляется как но инициативе ребенка, так и после предложения взрослого. В игре отображает знакомые события, с удовольствием повторяет одну какую-то ситуацию. Игровые задачи ребенок может ставить как самостоятельно, так и с помощью взрослого. Количество поставленных игровых задач может быть от 1 до 3-5, они могут быть взаимосвязанные и разрозненные. У ребенка сформированы предметные способы решения игровых задач. Игровые действия с игрушками разнообразные, по степени обобщенности развернутые и обобщенные. Самостоятельно использует в играх только знакомые предметы-заместители в известном значении, по мере необходимости включает в игру воображаемые предметы. Возможна и помощь взрослого в выборе любого способа.

Роль взрослого не принимает. Игра носит индивидуальный характер, но ребенок проявляет интерес к играм сверстников.

Низкий уровень. Чаще всего играть ребенок начинает после предложения взрослого, т.е. он помогает малышу в появлении замысла. Отображает знакомые события, многократно повторяя одну ситуацию. Игровые задачи также помогает ребенку поставить взрослый, в отдельных случаях некоторые игровые задачи он ставит самостоятельно. Их количество не более 1-2.

Предметные способы решения игровых задач недостаточно сформированы. Игровые действия с игрушками чаще всего однообразные, по степени обобщенности они только развернутые. Не использует в играх предметы-заместители и воображаемые, предметы.

Игра индивидуальная, ребенок почти не проявляет интереса к играм сверстников.

Начальный этап сюжетно-ролевой игры .

Высокий уровень. Игровые замыслы у ребенка возникают самостоятельно, они разнообразные. В игре отображает знакомые и мало знакомые события, комбинируя их между собой. Самостоятельно ставит игровые задачи.

Предметные способы решения, игровых задач хорошо сформированы. Игровые действия с игрушками разнообразные, по степени обобщенности могут быть как развернутыми, так и обобщенными. Знакомые и новые предметы-заместители самостоятельно использует в разных значениях. По мере необходимости включает в игру воображаемые предметы. У ребенка частично сформированы ролевые способы решения игровых задач. Ролевые действия разнообразные и достаточно выразительные, они сопровождаются ролевыми высказываниями. Ролевые высказывания могут быть обращены к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, ко взрослому, к сверстникам. Иногда появляется ролевая беседа, если взрослый поддержит ее. Инициатива в возникновении ролевой беседы может исходить и от ребенка. Она еще мало содержательная.

Ребенок охотно вступает во взаимодействие со взрослыми и со сверстниками, с удовольствием ставит им игровые задачи, но сам не всегда принимает игровые задачи, поставленные сверстниками, т.к. он еще не умеет тактично от них отказываться. Взаимодействие может быть кратковременным и длительным.

Средний уровень. Содержание игры и предметные способы решения игровых задач развиты почти так же, как у детей, находящихся на высоком уровне развития игры. Ролевые способы менее сформированы. Ролевые действия разнообразные, но не выразительные. Они сопровождаются ролевыми высказываниями. Ролевая беседа не возникает.

Ребенок вступает в кратковременное взаимодействие со взрослым и со сверстниками.

Низкий уровень. Замысел игры возникает по инициативе ребенка. В игре он комбинирует знакомые и мало знакомые события. Самостоятельно ставит разнообразные взаимосвязанные игровые задачи. Хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач. Принимает роль, обозначает ее словом, но ролевые способы еще плохо сформированы. Ролевые действия однообразные, не выразительные, иногда сопровождаются ролевыми высказываниями, которые возникают как по инициативе взрослого, так и ребенка.

Игра преимущественно индивидуальная, но ребенок с удовольствием вступает во взаимодействие со взрослым, обычно это происходит по инициативе взрослого

Развитая сюжетно-ролевая игра.

Высокий уровень. У ребенка возникают разнообразные игровые замыслы. Он при их реализации комбинирует знакомые и мало знакомые события. С особым интересом ребенок отображает в играх взаимодействие и общение людей. Все игровые эпизоды взаимосвязаны по смыслу. Игровые задачи ребенок всегда ставит самостоятельно. Хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач, он легко их варьирует в зависимости от возникшей ситуации. Также хорошо сформированы и ролевые способы решения игровых задач. При выполнении роли использует разнообразные ролевые действия, передает настроение, характер человека, т.е. ролевые действия эмоционально-выразительные. Легко, чаще по собственной инициативе, вступает в ролевую беседу со взрослыми и сверстниками. Она интересная и длительная.

Вступая во взаимодействие, ребенок ставит и принимает игровые задачи, умеет тактично от некоторых отказываться. Наиболее характерно длительное взаимодействие, хотя по ходу игры ребенок может вступать и в кратковременное взаимодействие.

Средний уровень. Игра отличается от высокого уровня тем, что у ребенка менее сформирована ролевая беседа. Чаще всего он вступает в кратковременное взаимодействие.

Низкого уровня развитой сюжетно-ролевой игры нет.

Рассмотрим также особенности определения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников по методике, разработанной Р.Р. Калининой. В основе методики, лежит схема наблюдения за игрой детей, по основным параметрам, определяющим развитие ролевой игры, по Д.Б. Эльконину, которая позволяет осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. - СПб.: Речь, 2003. - 144 с.,

Для изучения уровня сформированности игровых навыков можно организовать ролевую игру в группе из 4-5 дошкольников одного возраста. Тема игры задается взрослым (воспитатель, психолог, зам. заведующей), который и осуществляет диагностическое наблюдение. Тему игры можно выбирать любую, главное - чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей. Наиболее оптимальными здесь могут быть игры, не имеющие четко заданной ситуации и позволяющие включать в сюжет игры разные роли. Взрослый не вмешивается в процесс игры, только в случае необходимости оказывает минимальную помощь в организации игрового процесса.

Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям: распределение ролей, основное содержание игры, ролевое поведение, игровые действия, использование атрибутики и предметов-заместителей, использование ролевой речи, выполнение правил. Каждый критерий оценивается по 4 уровням, по возрастным рамкам, что позволяют планировать работу с детьми разного возраста по формированию игровых навыков, и отслеживать ее эффективность.

игровой дошкольник ролевой диагностирование

Критерии

1 уровень от 2 до 3,5 лет

2 уровень от 3,5 до 4,5 лет

3 уровень от 4,5 до 5,5 лет

4 уровень старше 5 лет

Распределение ролей

Отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом

Распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто - лисичкой?»

Самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций. При наличии конфликта игровая группа распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю

Самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

Действие с определенным предметом, направленное на другого (мама кормит дочку неважно как и чем)

Действие с пред-метом в соответствии с реальностью

Выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить)

Выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» или «строгая»

Ролевое поведение

Роль определяется игровыми действиями, не называется.

Роль, называется, выполнение роли сводится к реализации действий

Роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

Ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.

Игровые действия

Игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление)

Расширение спектра игровых действий (приготовлении пищи, кормлении, укладывании спать), действия жестко фиксированы.

Игровые действия многообразны, логичны.

Игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.

Использование атрибутики и предметов-заместителей

Использование атрибутики при поддержке взрослого.

Самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств, и т.д.)

Широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т.д.), на предметное оформление игры уходит большая часть времени

Использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки) при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутных предметов. Предметное оформление игры занимает минимум время.

Использование ролевой речи

Отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.

Наличие ролевого обращения: к играющим по названию роли (дочка- т.д.). Если спросить играющего ребенка: «Кто ты? назовет свое имя.

Наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

Развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.

Выполнение правил

Отсутствие правил

Правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают

Правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

Соблюдение оговоренных правил на протяжении всей игры.

Результаты наблюдения удобно представлять в сводную таблицу. Против фамилии каждого ребенка отмечается его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, следует закрасить клеточку, т.к. цветовое обозначение облегчает анализ результатов наблюдения.

В итоге получим таблицу, на которой наглядно представлена общая картина сформированности игровых навыков в той или иной возрастной группе, и результаты каждого ребенка. Это позволяет, с одной стороны, оценить работу воспитателей по формированию игровых навыков, а с другой - воспитателю спланировать индивидуально направленную работу с детьми по их формированию.

Таким образом, нами выделены показатели, по которым можно разносторонне анализировать детские игры, получить представление о степени сформированности у детей игры.

Диагностика игры дает возможность контролировать своевременность ее формирования у каждого ребенка. Используя их, педагоги легко смогут определить, на каком уровне развития игры находится каждый ребенок, что позволит им индивидуализировать задачи руководства и определить эффективность осуществляемого воспитателем руководства игрой.

Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность дошкольного возраста. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

Структурными компонентами сюжетно-ролевой игры называют роль, сюжет, содержание, правило, игровые действия, игровые и реальные отношения, предметы-заместители, воображаемую ситуацию, партнера по игре.

Для определения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников - и была разработана предлагаемая вашему вниманию схема наблюдения. В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д.Б. Эльконина. Предлагаемая схема позволяет осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников.

Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.

Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 крите­риям:

1. Распределение ролей;

2. Основное содержание игры;

3. Ролевое поведение;

4. Игровые действия;

5. Использование атрибутики и предметов-заместителей;

6. Использование ролевой речи;

7. Выполнение правил.

Каждый критерий оценивается по 4 уровням.

1 уровень - низкий,

2 уровень - ниже среднего,

3 уровень - средний,

4 уровень - высокий.

1) Распределение ролей

1 уровень - отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат - врач, взял поварешку - повар).

2 уровень - распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д.

3 уровень - самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.

4 уровень - самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

2) Основное содержание игры

1 уровень - действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).

2 уровень - действие с предметом в соответствии с реальностью.

3 уровень - выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).



4 уровень - выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».

3) Ролевое поведение

1 уровень - роль определяется игровыми действиями, не называется.

2 уровень - роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.

3 уровень - роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

4 уровень - ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.

4) Игровые действия

1 уровень - игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).

2 уровень - расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.

3 уровень - игровые действия многообразны, логичны.

4 уровень - игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.

5) Использование атрибутики и предметов-заместителей

1 уровень - использование атрибутики при подсказке взрослого.

2 уровень - самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).

3 уровень - широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

4 уровень - использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).



6) Использование ролевой речи

1 уровень - отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.

2 уровень - наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.

3 уровень - наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

4 уровень - развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.

7) Выполнение правил

1 уровень - отсутствие правил.

2 уровень - правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

3 уровень - правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

4 уровень - соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

Результаты наблюдения необходимо занести в сводную таблицу. В таблице отмечается уровень игровых навыков по каждому критерию, который демонстрирует ребёнок в игровой деятельности.

2.1 Анализ сюжетно-ролевых игр старших дошкольников

Изучение научно-методической литературы показало, что знания, полученные от взрослых, будут приняты внутренним миром ребёнка, если они проигрываются и закрепляются в ведущей деятельности (Выготский Л.С., Леоньтев А.Н., Жуковская А.И. и др.).

Это означает, что развитие дошкольника происходит в игре, игра имеет общественный характер, поэтому меняется с изменением исторических условий жизни людей, т.е. сюжеты игр детей меняются, потому что они отражают изменяющуюся жизнь.

Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечали, что игра является наиболее свободной, непринужденной деятельностью ребёнка-дошкольника (Эльконин Д.Б.). Непринужденный характер игры выражается в том, что ребёнок свободно выбирает сюжет игры, его действия с предметами совершенно свободны от их обычного, “правильного” использования. Несмотря на то, что принято полагать - игра у детей возникает спонтанно, все-таки она строится на взаимоотношениях ребенка и взрослого.

По исследованию Н.Я. Михайленко в играх старших детей наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Постепенно в играх старшего дошкольника все большее место начинает занимать опосредованный опыт: знания полученные из книг, рассказов взрослых. Значит, в старшем дошкольном возрасте появляется коллективная игра, которая дает возможность быстрому развитию и изменению тематики, содержания и структуры игры, что связано с расширением их источников.

Однако классические исследования игры проводились в 50-60-х годах прошлого века, когда общественные отношения и общество в целом во многом были другими. С тех пор произошли значительные изменения в жизни взрослых людей и в отношениях между ними, а также в условиях воспитания детей. Эти изменения не могли не отразиться на сюжете детской игры. Характер этих изменений чрезвычайно важно понять, поскольку особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их внутреннего мира и особенности их психического развития.

В общепринятых нормах дошкольной педагогики среди сюжетов детских игр принято выделять: бытовые, профессиональные и общественно-политические (Е.А. Аркин, В.С. Мухина, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.).

С.А. Шмаков считает, что сюжеты игр стареют и отмирают, теряя свою актуальность и привлекательность. Поскольку сюжетные игры копируют жизнь, дети, в них играющие, накапливают опыт социальных отношений людей, опыт социальных переживаний. С точки зрения содержания наиболее распространенными сюжетами являются: профессиональные; военизированные; созидательные (строительство); поиска и открытия (путешествия, «космос»); связанные с искусством («цирк», «театр»); сказочные; фантастические; этнографические («в индейцев») .

В итоге мы приходим к выводу, что исследование реального состояния детской игры и ее изменения представляется возможным лишь в конкретной возрастной группе.

Отсюда экспериментальная часть данной работы направлена на описание особенностей ролевой игры современных дошкольников старшей группы. Интересом данной работы является - широкая и обобщённая картина того, во что и как играют современные дошкольники, каковы сюжеты и содержание их игр.

Работа по сбору информации осуществлялась поэтапно.

Первый этап анализа был направлен на выяснение сюжетов детских игр, а именно - во что играют современные дети и какие игры пользуются у них наибольшей популярностью. Для ответа на этот вопрос было проведено не включенное наблюдение и анализ за свободной игрой дошкольников 5,5-6,5 лет. Наблюдение проводилось на базе детского сада №46 г. Краснодара. В нём участвовало 10 дошкольников старшей группы №3. В процессе наблюдения отмечалось, что делают дети во время свободной деятельности, во что они играют. В результате был получен перечень 20 игр, которые занесены в протокол наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью детей.

Наблюдение за игровой деятельностью детей показало, что существуют традиционные игры, которые остаются популярными в игровом репертуаре многие десятилетия (около 55% от всех зафиксированных сюжетов): «Больница», «Магазин», «Кафе», «Семья», «Полиция», «Военные», «Парикмахерская», «Животные», «Детский сад».

Профессиональные сюжеты встречались 40% случаев. Это были игры в полицию, кафе, банк, больницу, магазин, турагентство и парикмахерскую.

Достаточно часто (30%) встречались сюжеты, связанные с телепередачами, кинофильмами и мультфильмами («Человек-паук», «Черепашки-нинзя», «Русалки Мако», «Принцессы», волшебницы “winx”, Барби, «Танцы со звездами» и др.).

Дошкольники использовали бытовые сюжеты игр (20%): в детский сад и семью. Сюда же входит современная разновидность игры «Семья куклы Барби».

Следующую группу сюжетов составили игры в домашних животных (примерно 10%). В этих играх дети берут на себя роли кошечек или собачек и их хозяев и разыгрывают отношения между ними: кормление, прогулки, лечение и пр.

Описывая специфику сюжетов игр дошкольников XXI века можно сделать вывод: появились новые игровые роли: банкир, агент, клиент, визажист, дизайнер и т.д.) и новые игровые профессиональные сюжеты: «Салон сотовой связи», «Банк», «Макдональдс» и т.д. Дети старшего дошкольного возраста продолжают играть как в традиционные игры (военных, семью, детский сад и др.), так и в новые сюжеты, взятые из окружающей социальной среды (теле шоу, мультфильмы, кинофильмы и др). Характерной особенностью субкультуры современного детства происходит под формирующим влиянием средств массовой информации. Телевидение оказывает влияние на воображение дошкольников, что приводит к стереотипизации образов. (Человек-паук, Барби и Кен, Бетмен, телеведущая и т.д.) На выбор ролей и игровых сюжетов оказывает влияние, происходящее в окружающей действительности.

Сложность заключается в том, что у современных детей в старшем дошкольном возрасте доминируют профессиональные игры, а общественно-политические «вытесняются» телевизионными. Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой, игровыми атрибутами. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий. Придумывая игры, ребята не знают, как играть, как развивать игровой сюжет, в результате возникают конфликты, потеря интереса к игре и быстрый ее разрыв без окончания замысла.

На втором этапе, чтобы получить информацию об игре детей не только в условиях детского дошкольного учреждения, но и дома было организовано анкетирование родителей детей старшей группы № 3 детского сада № 46. Целью являлась выявление отношения родителей к играм детей, а также отношение детей к игре, их предпочтения в выборе тематики игры и партнера по игре дома.

Анализ результатов опроса показал следующее.

В опросе участвовало всего 20 родителей.

Большинство из принявших участие в опросе родителей - это женщины: 17 человек или 85%. На второй вопрос родители ответили, что по возможности принимают участие в играх детей ежедневно (50 %), три-четыре раза в неделю (35%), но некоторые отмечают, что у них не хватает времени играть с ребенком (15%). Выяснилось, что времени на совместную игру с ребенком родители отводят более часа в день (15%), 6 человек (30%) проводят в совместной игре с детьми 1 час в день, полчаса времени для игры уделяют 8 человек (40%) и 3 человека(15%) - 15 минут в день.

Большинство (15 родителей - 75%) опрошенных считают, что игра - это способ общения. 11 человек (55%) видят в игре развлечение. Игра как «средство его самовыражения» видят 8 человек (40%). 6 родителей (30%) понимают, что для ребенка это способ усвоения общественного опыта. И только 20% (4 человека) считают игру ведущим видом деятельности. Пустым времяпровождением игру не считает никто. Также 35%, родителей признались, что во время игр у ребенка случаются конфликты.

На вопрос анкетирования: «В какие сюжетно-ролевые игры предпочитают играть ваши дети?» были получены следующие результаты. Дома дети играют в «банк, почта», школа (5%, 1 человек), игры в «музей, театр, цирк» и космос (10% - 2 чел.), игры-путешествия, театрализованные игры (20% - 4 чел.), игры по сказкам, игры-выступления, (15% - 3 чел.). К тому же 9 человек (45%) ответили, что их дети играют в игры, основанные на подражании героям телеэкрана. 40 % родителей (8 человек) ответили, что дети играют в магазин, игры в животных, игры с транспортом. Предпочитают играть в «семью» и в школу 35% детей, тогда как в детский сад, «Барби», больницу, кафе и парикмахерскую играют только 25%. Также дети родителей 30% играют в военные игры и службу спасения.

На вопрос «Что влияет на выбор сюжета игры у вашего ребенка?» 14 родителей, или 70%, считают, что на выбор сюжета в игре влияет появление новой игрушки, а также новые впечатления (прогулки, экскурсии). Просмотренные телепередачи, как полагают 65% или 13 опрошенных. Около половины родителей (9 человек или 45%) полагают, что на выбор сюжета влияет полученный детьми опыт. 6 человек, склоняются к тому, что компьютерные игры и читаемые детям произведения. 7 ответивших (35%) - имеет влияние их профессиональная деятельность. Лишь 3 человека или 15% предлагают своим детям сюжет игры, а 10 % думают, что влияние оказывают игры-драматизации.

Инициатором совместной игры чаще выступает сам ребенок (75 %).

Отвечая на вопрос: играли ли родители в игры, в которые играют их дети, и отличаются ли они, более половины (55%) опрошенных ответили, что они существенно отличались содержанием, ролями, игрушками, длительностью и сюжетами. Они основывались на собственном опыте и проводились, в основном, на улице. Трое (15%) из опрошенных родителей считают, что игра современных детей осталась такой же. Шестеро родителей (30%) отметили, что игры изменились частично.

По результатам ответов можно сделать вывод о том, что родители, в основном понимают важность значения игры в жизни ребенка, считая игру способом общения, развлечения или самовыражения ребенка. Так как они подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых. Однако малая часть знает о ведущей роли игры в развитии детей. Большинство родителей уделяют внимание и выделяют время для совместных игр с детьми.

При этом отмечается чаще инициатива самого ребенка поиграть и сюжетами игр становятся герои телеэкрана. Следующее место занимают традиционные игры в семью, магазин, кафе и другие. В настоящем считая, что главным в выборе сюжета является новая игрушка, новые впечатления и просмотренные телепередачи.

Одни родители понимают, что игра дошкольников во многом отличается от их представлений об играх, в которые они играли в своем детстве, но, в то же время другие замечают, что изменения связанны с появлением новых героев, с новыми игрушками, но игры такие же, как раньше.

Таким образом, полученные данные совпадают как с общепринятыми нормами сюжетов сюжетно-ролевых игр, так и с современным мнением психологов о них.

игровой дошкольник психический ролевой

Влияние сюжетно-ролевой игры на мотивацию дошкольников

Игрушка как средство развития восприятия детей старшего дошкольного возраста

Использование сюжетно-ролевых игр в процессе гендерного воспитания младших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников...

Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра - ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра формируется в процессе жизни ребенка, в ходе его общения с окружающими людьми...

Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении...

Особенности игровой деятельности современных дошкольников

Особенности игровой деятельности современных дошкольников

В ходе исследования свободной игровой деятельности детей можно отметить, что часть дошкольников демонстрировали игры-манипуляции с игрушками: отдельные игровые действия (катание машинки с мигалкой, бег от полиции, процесс кормления...

Особенности конструктивного мышления старших дошкольников в детском дизайне

Особенности развития образной памяти у детей старшего дошкольного возраста

На констатирующем этапе мы провели диагностику уровня развития образной памяти у детей старшего дошкольного возраста. На формирующем этапе велась коррекционно - развивающая работа...

Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр

Развитие общения старших дошкольников со сверстниками

Развитие творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста

На формирующем этапе эксперимента, мы составили план работы по данной проблеме, который предполагал решение следующие задач: 1. Создать эмоционально-благополучную атмосферу в группе детского сада; 2. Обогащать жизненный опыт детей. 3...

Формирование коммуникативных навыков через развитие взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре

Сюжетно-ролевая игра - это главный вид игры ребенка старшего дошкольного возраста. Охарактеризовав ее, С.Л.Рубинштейн писал о том...

При анализе игровой деятельности дошкольников выяснила следующее: Для игр созданы условия, т.е. имеются в наличие необходимые материалы, игрушки для сюжетно-ролевых игр (набор "Больница", "Магазин", "Парикмахерская", "Шофер и т.д.). Место для данных игр специально отведено. Дети умеют самостоятельно выбрать игру и распределить роли, при возникновении затруднений воспитатель помогает детям договориться. Ребята действуют в соответствии с взятой на себя ролью, знаю правила поведения, действия. В игре чаще участвуют до 5-6 человек. На взаимоотношение в игре влияют симпатии детей друг к другу. Пользуются предметами заместителями, сооружают недостающие условия для игры, или осуществления действий. В игре показывают широкий спектр взаимоотношений, уступают друг другу, могут самостоятельно разрешить конфликты (чаще всего на почве выбора роли).

Воспитатель чаще всего не принимает участие в сюжетно-ролевой игре, иногда берет на себя роль руководителя, распределяет роли, предлагает другую игру, в которой могут участвовать большее количество детей, поясняет действия в соответствии с ролью. Предлагает новый сюжет и игра усложняется. Наблюдает за их поведением в игре.

В процессе наблюдения и анализа сюжетно-ролевых игр отметила, что дети проигрывают в игре те действия и реплики которые делают реально в жизни взрослые (родители, воспитатели…). Чаще всего воспроизводят манипулятивные действия; девочки готовят, убирают, мальчики смотрят телевизор, водят машины. Структура сюжетов в основном однотемная, многоперсонажная (парикмахер стрижет клиенты сидят). Желающих исполнять незначительные и отрицательные роли мало, поэтому возникают споры о ведущих ролях. Воспитателю необходимо обратить на это внимание предлагаю давать объяснения важности и значимости тех ролей, которые на взгляд детей неинтересны и малозначительны. Творчество детей проявляется в сочетании действии соответствующих роли и тех действий, которые не типичны для нее, пользуются предметами заместителями, обустраивают среду в соответствии с выбранным сюжетом из подручного материала.



При анализе театрализованных игр следует отметить, что, несмотря на то, что имеется ширма, костюмы, маски, дети редко проигрывают полностью сюжет, чаше всего они их используют для ролевых игр. Организовывает театрализованную игру воспитатель, помогает выбрать персонажа, слова героя, следит и руководит за последовательностью действий детей. Самостоятельно данные игры организовывать не умеют. Для проведения подобных игр требуется предварительное заучивание или запоминание текста, подбор недостающих костюмов и масок, что представляет собой определенные трудности.

Среда

Анализ занятия по ФЭМП

Тема: Число 7. Состав числа, цифра семь.

1. Цели: Развивать умения решать логические задачи. Познакомить с составом числа 7. Учить обозначать количество семь цифрой семь и учить писать цифру семь. Данные цели тесно взаимосвязаны между собой. 2. Рабочие тетради, ручка, карандаши цветные, объемные цифры для обследования, ромашка – состав числа, все соответствует гигиеничности, безопасности, доступности для детей данного возраста. 3. Тип- комбинированный. Структура: оргмомент, повторение, новый материал, физминутка, закрепление, итоги. Этапы логически и последовательны связаны между собой. Объяснение нового материала осуществляется в сравнении со старыми знаниями о числе 6. 30 мин. 4. Содержание занятия имеет научную основу, так как математика есть научный предмет, изучение чисел и обозначение их цифрами имеет научную математическую основу. Материал доступен возрасту детей. 5. Большая часть занятия работа ведется по тетрадям Колесниковой, в ней предусмотрена различная деятельность детей. Воспитатель использует наглядно практический метод объяснения материала, состав изучается при помощи специального раздаточного и демонстрационного материала (круг, поделенный на семь частей). Подводит детей к рассуждению (сколько каких частей надо взять, чтобы получить семь), что активизирует их познавательную деятельность. 6. Дети практически усваивают состав числа, методом проб и ошибок, внимательно слушают указания воспитателя. 7. Педагог владеет методикой преподавания ФЭМП. 8. Цели занятия достигнуты. Тема сложна для детей необходимо многократное повторение при индивидуальных занятиях.

Четверг

АНАЛИЗ проведения подвижных игр в дошкольных группах. Подвижные игры в группе проводятся с учетом индивидуальных особенностей детей. Воспитатель особое внимание уделяет подготовке атрибутов игры, изготавливает их вместе с детьми или в их присут­ствии. Игра проводится одновременно со всеми детьми или с небольшой груп­пой.

Воспитатель собирает детей на игру разными приемами. Начинает играть с 3-5 детьми, постепенно к ним присоединились остальные. он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекает внимание малышей и тут же вовлекая их в игру. Собирает детей 1-2 мин, так как задержка снижает интерес к игре.

Дети должны усвоить правила игры, для того, чтобы четко выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Иногда воспитатель читает стихи, просит детей спеть песню на соответствующую тему, показывает детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре иногда удается и путем вопросов или загадывания загадок. Воспитатель старается правильно разместить детей. Детей средней группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры. Воспитатель стоит так, чтобы его видели все.

В средней группе все объяснения делаются в ходе самой игры. Объяснения краткие, точные, эмоциональные Не прерывая игру, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. При повторном проведении игры уточняет правила. Воспитатель распределяет роли, ему важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда справляются с ответственной ролью, но воспитатель подводит их постепенно к этому. Ответственные роли поручаются постепенно всем детям. Далее воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. Еще во время объяснения он назначает водящего и ставит остальных играющих на свои места, но с этой целью могут быть использованы и считалки. До начала игры воспитатель разметила площадку. Инвентарь, игрушки атрибуты раздают перед началом игры или раскладывают на видном месте, чтобы дети могли воспользоваться по ходу игры самостоятельно.

Воспитатель руководит игровой деятельностью детей. В средней группе воспитатель вначале выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»). Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры: удар в бубен, барабан, погремушку, музыкальный аккорд, хлопки в ладоши, взмах цветным флажком, рукой. Воспитатель делает указания в ходе игры, оценивает деятельность детей.

Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка. Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.

Воспитатель предлагает перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. Игра заканчивается.

Пятница

АНАЛИЗ РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Название: « Котенька-коток»

Группа: вторая младшая

Место проведения: групповое помещение

Цель посещения: проанализировать работу воспитателя, направленную на приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры, умение воспитателя организовать детей.

№ п/п Вопросы к анализу Примечания
Подготовка к проведению развлечения
- наличие конспекта; конспект имеется, сдан в методический кабинет
-оформление помещения; помещение не было специально оформлено (можно было оформить помещение в стиле русской избы)
- своевременная подготовка атрибутов, игрушек, декораций, костюмов, ТСО, качество используемого материала картинки, кукла бибабо, платок, пряники, солнышко были приготовлены своевременно, ТСО не использовала; картинки для детей данного возраста были мелкие, невыразительные.
- предварительная работа с детьми чтение русских народных потешек, загадывание загадок
Проведение развлечения
- мотивация; мотивации не было
- познавательная и воспитательная значимость; знакомство детей с малыми фольклорными формами (потешками, загадками) русского народа
- сюрпризные моменты, игровые ситуации сюрпризный момент - преображение воспитателя в бабушку-хозяйку, к которой дети пришли в гости, угощение детей пряниками, игровые ситуации – игра с котиком-котом
- качество используемого литературного материала: его художественность, доступность, объем. объем предлагаемого детям литературного материала соответствовал возрасту детей, был понятен детям (с детьми была проведена предварительная работа со словом «мельница»)
- смена видов деятельности детей, рациональное использование пространства помещения в ходе занятия дети то сидели на стульчиках и слушали воспитателя, проговаривая вместе с ним потешки, то двигались по группе в ходе подвижной игры; места в помещении для проведения подвижной игры было достаточно, однако педагог не совсем удачно использовала пространство группы при проведении игры, при рассаживании детей на стульчиках
Оценка деятельности педагога
- знание сценария сценарий знала не очень хорошо (забывала текст потешек, пропустила некоторые моменты из конспекта)
- умение организовывать детей и активизировать их внимание, заинтересованность, эмоциональный тон, культура речи; воспитатель умеет организовать детей, заинтересовать их, активизировать их внимание, но всегда находилась в позиции «над детьми», речь грамотна, но не хватает эмоциональности
Оценка деятельности детей
- активность детей, непринужденность, естественность в поведении, заинтересованность, чувство радости. все дети были активны, эмоциональны, вели себя естественно, непринужденно, испытывали чувство радости, удовлетворения
Длительность, плотность, динамичность, насыщенность развлечения. развлечение длилось 15 мин., что соответствует требованиям СанПиН, включало в себя две подвижные игры, было насыщено игровыми действиями

Вывод: Педагог провела развлечение на хорошем уровне. В ходе развлечения дети познакомились с новыми русскими народными потешками, повторили знакомые потешки, загадки. Воспитатель умеет огранизовать детей, заинтересовать их, активизировать их внимание.

ЛЕНА БРЕНИНГ
Анализ сюжетно-ролевой игры «Школа»

Анализ Сюжетно-ролевой игры «Школа » .

1. Общие сведения

Возраст детей : 6-7лет

Дата проведения : 26.11.2018г, вторая половина дня

Воспитатель :Бренинг Е. А

Тема : Сюжетно-ролевая игра «Школа » .

Цель : обогащение социального и игрового опыта между детьми; развитие игровых умений и социальной компетентности по сюжету игр : «Школа » , «Столовая» , «Библиотека» .

Задачи :

1. Образовательные :

Уточнить знания детей о профессии учителя.

Помочь раскрыть содержание, связи разыгрываемых ролей, развивать умение переносить знакомые действия в игровые ситуации, действовать в соответствии с ролью, поощрять умение придумывать новые события.

2. Развивающие :

Развитие связной речи, обогащение активного словаря терминами, связанными со школой , школьной жизнью , ролью ученика.

3. Воспитательные :

Формировать позитивное отношение к обучению в школе , уважительное, дружеское отношение детей друг к другу.

Формировать социальную компетентность у детей через проигрывание ситуаций в рамках сюжетно-ролевых игр «Школа » , «Столовая» , «Библиотека» .

Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Формировать мотивационную готовность к школе .

В ходе сюжетно - ролевой игры приоритетными являлись задачи, связанные социально-коммуникативным развитием. Также в игре были задействованы такие образовательные области как познавательное и речевое развитие.

Виды деятельности :

Игровая (сюжетно-ролевая игра ) ;

Коммуникативная (конструктивное общение и взаимодействие со

взрослыми и сверстниками, устная речь как основное средство общения).

В образовательной деятельности были использованы следующие методы : словесные (беседа, отгадывание загадок, словесно-дидактическое упражнение) ; практические (игра) . Приемы – поощрение, создание игровой ситуации, вопросы, сюрпризный момент, показ образа действия)

В процессе сюжетно-ролевой игры каждому ребенку была дана возможность самореализоваться, в том числе малоактивным детям, которые получили одни из главных ролей (Например, учитель, повар) . Роли распределяли как по желанию, так и с помощью считалок, игровой ситуации.

В процессе игры дети брали на себя различные роли, как бы замещали людей, находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действиях. Было заметно, как дети «проживали» принятую роль, а они были разнообразны (учитель, ученики, повар, библиотекарь, охранник., пытались выполнять правила, взаимодействовали друг с другом.

Считаю, что у детей был устойчивый интерес к игре благодаря созданным условиям, предварительным экскурсиям и беседам, подготовке атрибутов совместными усилиями детей, воспитателя и родителей.

О познавательной активности детей можно сказать следующее : дети были заинтересованы, внимательны, активны, дружелюбны. Наблюдалась самостоятельность в речевом общении с окружающими, где-то и стеснение. Дети показали хорошие знание по данной теме.

Оборудование, которое воспитатель использовала в игре, соответствует эстетическим требованиям. Оно яркое, красочное, привлекательное, безопасное и удобное в употреблении.

В игре отражены все поставленные задачи, они соответствуют возрасту детей.

Воспитатель порой испытывала затруднения в руководстве процессом игры . Но все же старалась формировать у детей умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов; использовать разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия) .

Публикации по теме:

Психокоррекционные возможности сюжетно-ролевой игры В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного.

Конспект современной сюжетно-ролевой игры для старших дошкольников «Современная школа» «Современная школа» Сюжетные линии игры: дети приходят в школу, занимаются на уроках; проведение родительского собрания; организация.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин» Цель: формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности. Образовательные задачи: - приучать детей распределять роли и.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Школа» Конспект сюжетно – ролевой игры «Школа» Связь с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие Цель: Продолжать обучать.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной группе Конспект сюжетно – ролевой игры «Школа» в подготовительной группе Цель: обогащение социально-игрового опыта между детьми; развитие игровых.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Супермаркет» Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Здоровье, Труд. Предварительная работа: Постоянные игры детей в группе с воспитателем.