Бильярд Буркозел Домино

Медиатор для нейлоновых струн. Медиаторы для гитары

Медиатор (плектр) – металлическая, пластмассовая или костяная пластинка, которая используется для извлечения звука во время игры на струнных инструментах. Очень часто медиатор используют во время игры на инструментах, для которых традиционно защипывание струн пальцами, к примеру, на гитаре.

Для чего нужен медиатор

Медиатором играют на гитарах практических всех видов и типов, то есть медиатор подходит для игры, как на электрических, так и на акустических гитарах.

Современные медиаторы различаются по форме, размеру, толщине, материалу, из которого они изготавливаются, и оформлению. Обычно медиаторы изготавливают из материалов, которые мягче струн, поскольку металлические медиаторы сильно стачивают струны даже на . Наилучшим считается медиатор, который изготовлен из черепаховой кости.

Толщина медиатора должна составлять 1,5-2,0 мм. Слишком толстый медиатор будет затруднять извлечение звука, а игра слишком тонким медиатором сопровождается треском. Тонкие медиаторы подходят для (нейлоновый, гибкий и мягкий). Толстый подходит для игры на электрогитаре. Край медиатора у заостренной части обязательно должен быть чуточку сточен, хорошо отшлифован. Шлифовка осуществляется трением края медиатора о древесный уголь или мел, положенный на материю. Также советуем отшлифовать с обеих сторон кончик медиатора.

Медиатор подходит для игры на гитаре и простым (ритмическими рисунками), и переменным штрихом. Игра медиатором позволяет исполнять быстрые нотные партии, а также добиваться извлечения чистого звука.

Техника игры медиатором

Техника игры медиатором имеет огромное значение, впоследствии влияет на качество и свойства извлекаемого звука. Следует заметить, что у каждого гитариста данная техника уникальна. При этом каждый приспосабливается к игре медиатором по-своему.

Как правильно держать медиатор

Медиатор берется указательным и большим пальцами. Кончик медиатора не должен выступать своим краем более чем на четверть из-под пальцев, потому что в противном случае медиатор в руке будет держаться слабо и не очень плотно. Зажимать очень сильно большим пальцем медиатор не рекомендуется, иначе он попросту сломается. Остальные три пальца должны быть согнуты в суставах настолько, чтобы они не могли ударяться во время игры о струны. С обеих сторон медиатора можно нанести точечные насечки с целью, чтобы медиатор при игре не выскальзывал из руки.

Как играть медиатором на гитаре

Первый способ игры медиатором
Кисть руки должна находиться параллельно подставке гитары и свободно перемещаться над струнами. Не следует прижимать ее к подставке струн. Играя отдельные аккорды, работают лишь предплечье и локтевой сустав.

Второй способ медиаторной техники
Данный способ используют для полных мелодий или соло-партий. Игра переменным штрихом требует небольшого прижатия кисти к струнной подставке. Размашистые движения кистью не приветствуются. Рекомендуем извлекать звуки так, чтобы каждый удар медиатором по струнам был симметричен, то есть имел одинаковые силу и угол наклона.

Также можно выделить еще два способа, игры медиатором на гитаре:

  • Гитарист ударяет по струнам лишь в одном направлении (чаще всего сверху);
  • Медиатор двигается то вверх, то вниз (прием называется переменным штрихом).

Иногда гитаристы пользуются приемом pick scratch, когда медиатор скользит по струнам вдоль грифа и извлекает визжащий скребущий звук. Нередко используют медиатор при игре на гитаре.

Как правильно играть медиатором

Удары медиатора по струнам необходимо производить стремительными движениями кисти руки. Движение должно быть тем стремительнее, чем короче необходимая длительность звучания аккорда.

Равномерность ударов медиатора имеет немаловажное значение в обучении.

Предлагаем небольшое упражнение. Перед каждым ударом помещайте кончик медиатора между 4-ой и 5-ой струной, затем сразу производите удар.

Перерыва в звучании аккордов можно достичь с помощью приглушения струн, когда гитарист ослабляет прижатие струн пальцами на ладах.

Многих интересует секрет, как научиться быстро играть медиатором. Для этого предлагаем Вам несколько упражнений с разным чередованием аккордов и пауз. Когда освоите технику игры в медленном темпе, постепенно переходите к игре медиатором в быстром темпе.

Предлагаем Вам опробовать различные варианты извлечения медиатором звуков аккорда.

Упражнение первое.

Пальцы левой руки должны размещаться на грифе так, чтобы извлечь можно было все шесть звуков. На первую долю такта извлекайте 3-4 нижних звука аккорда, а на вторую – несколько верхних звуков.

Записано:

Исполняется:

Упражнение второе.

На сильной доле такта исполняйте аккорд без глушения звуков, не очень стремительным движением кисти, а на слабой доле такта – стремительным движением и отрывисто.

Записано:

Исполняется:

Как выбрать медиатор для электрогитары, как его правильно держать и играть? Такие вопросы часто возникают у начинающих исполнителей. И это понятно: без техники игры медиатором не обходится ни один серьезный электрогитарист.

Читайте статью до конца, чтобы найти ответы и получить проверенные практические советы. С ними вы избежите распространенные ошибки и освоите игру медиатором в максимально короткий срок

Медиатор, или плектр представляет собой небольшую пластинку для игры на струнных щипковых инструментах. Среди них – и электрогитара.

Что дает исполнение медиатором:
— разнообразный по атаке звук;
— расширенную тембровую палитру;
— четкость, «читаемость» на слух исполняемой партии;
— чистоту звучания;
— быстрый темп исполнения.
Выбор медиаторов для гитары сегодня широк. Плектры изготавливаются из всевозможных материалов, различаются по толщине, форме, фактуре, размеру и рисунку.
Как же найти то, что нужно именно вам? Для начала следует сориентироваться во всем этом многообразии.

Материал изготовления

Чаще всего медиаторы делают из пластмассы, металла и дерева. Есть и более экзотические варианты: медиаторы из камня, стекла, панциря черепахи, слоновой кости, кокосового ореха, рога буйвола. Начинать стоит с обычных вариантов, а уже затем пробовать что-то более оригинальное и прихотливое по технике исполнения.

Наиболее распространены сегодня плектры из пластмассы : из нейлона, ацеталя, тортекса, делрина, лексана, акрила, ултема. Они различаются по степени жесткости, гибкости, износостойкости, цене и, конечно, характеру звучания. Определить качество звука и удобство исполнения можно опытным путем: попробуйте несколько вариантов и найдите те, что нравятся лично вам.

Медиаторы из металла дают разнообразный звук: оттенки зависят от сплава. Тембр бывает более звонким и насыщенным, чем у пластмассовых. Или – теплым и нежным. Минусы металлических плектров: они быстро изнашивают струны и могут повредить поверхность инструмента при игре боем.

Медиаторы из дерева обладают тембровым своеобразием. Окраска зависит от свойств древесины – твердости и структуры волокон. Как правило, деревянные плектры обладают более мягким и ярким тоном, чем медиаторы из пластмассы и металла. Однако нужно помнить, что они довольно быстро стачиваются.

Толщина

Толщина медиатора – важнейший параметр. От него существенно зависит, как будет звучать инструмент.

Допустимо выделить две группы:

  • тонкие: 0, 38 – 0, 88 мм;
  • толстые: 0,88 – 3 мм.

Часто толщина указывается на медиаторе в миллиметрах, что очень удобно. Но некоторые производители обозначают буквами:

Тонкие хороши для мягкой аккордовой игры. У них приятный звук. Толстые же позволяют регулировать громкость игры и акцентирование.

Тонкие и средние медиаторы подходят для акустической гитары. С ними звук получается мягким и деликатным. Для электрогитары пригодится вариант потолще: понадобится сильная атака.

Форма

Существует большое разнообразие форм медиаторов. Вот пять основных:

  • Standard – пожалуй, самая популярная форма; при игре дает приятное звучание.
  • Teardrop & Jazz ценят за своеобразие конфигураций и насыщенность тембра.
  • Triangle в виде равностороннего треугольника довольно удобен: можно играть любой стороной.
  • Sharkfin имеет необычную форму: она позволяет играть ребристой или обычной стороной.

Упомянем также, что существуют медиаторы для пальцев – «когти» :

  • для большого пальца;
  • для остальных пальцев.

Пальцевые медиаторы обычно бывают из пластика или металла. Требуют специального освоения. Используются в стилях «сингл стринг», «фидл», «блюграсс». Являются неотъемлемыми спутниками исполнителей на банджо.

Фактура, размер, рисунок

По фактуре медиаторы различают на гладкие и шершавые. Для начала удобны последние: пальцы при игре потеют и скользят, а шероховатую пластинку проще удерживать, и она не выпадет из руки в ответственный момент.

Медиаторы бывают различных размеров . Найдите те, что удобно и надежно ощущаются в руке. Но имейте в виду, что для быстрой игры подойдет медиатор поменьше.

Существуют медиаторы всевозможных расцветок, с рисунками . Это может быть эмблема музыкальной группы или любое тематическое изображение. Выбирайте на свой вкус.

Как же выбрать

Здесь нет универсальных советов, подходящих всем. Опирайтесь на себя и свои собственные ощущения. Медиатор должен удобно лежать у вас в руке. Звук должен нравиться.

Как же все-таки сориентироваться? Исходя из практики, для начинающих подойдут медиаторы стандартной формы из тортекса или ультема. Они проверены многими музыкантами и хорошо себя зарекомендовали.

Для более продвинутых исполнителей подойдут эксперименты с другими формами и материалами. Скорее всего, нужно запастись несколькими вариантами для разных стилей и задач.

Держатели для медиаторов

Как правило, одним медиатором электрогитаристу ограничиться не получается. Хорошо иметь под рукой несколько штук под каждый стиль музыки.

Чтобы плектры не терялись в нужный момент, придумали компактные пикхолдеры , или держатели для медиаторов . Их существует несколько видов для разных случаев. Вот несколько вариантов, которые могут пригодиться.

Держатель на деку гитары. Имеет клейкую ленту, с помощью которой крепится на инструмент. Недорого и очень удобно.

Держатель на струны. Не очень надежно крепится, может потеряться.

Настольный держатель. Хорошо подходит тем, кто репетирует дома или в оборудованном помещении.

Держатель для стойки микрофона. Удобно пользоваться во время концерта.

Чехол для медиаторов. Надежно хранить, но долго доставать и менять плектры во время использования.

Напульсник с кармашками. На первый взгляд удобен, но на практике оказывается, что не совсем так. Требуется много движений и времени на замену медиаторов.

Бесплатное и практичное решение: фиксация медиатора между струнами гитары у первого лада.

Как держать медиатор (хват)

Как правильно держать медиатор? На этот вопрос нет единственно верного ответа. В серьезных учебниках читаем: как удобно. Есть разные возможности, которые работают в разных руках.

Без напряжения

Хват медиатора не должен провоцировать напряжение в кисти. Мышечный зажим плох как для здоровья руки, так и для техники игры на инструменте. Напряжение мышц в руке особенно мешает, когда нужен быстрый темп: либо не получится играть с нужной скоростью, либо рука будет излишне перенапрягаться.

Правильный хват начинается со свободы в пальцах. Держите медиатор фалангами указательного и большого пальцев в виде креста: пусть они смыкаются примерно посередине.

Внимание! Чтобы избежать мышечного зажима в пальцах и кисти при формировании хвата, соблюдайте два условия:

  • не вытягивайте большой палец;

  • не поджимайте указательный палец, то есть не сгибайте его излишне.

Стабильность хвата

Медиатор не должен перекручиваться, вылетать из пальцев во время игры. Поэтому надежно захватывайте плектр сверху и снизу. Тогда он не будет «гулять», а вам не придется сильнее сжимать его, чтобы удерживать.

Для этого держите медиатор фалангами пальцев за самую широкую часть. Не используйте хват кончиками обоих или одного из пальцев: такой хват не надежен, и плектр будет болтаться в пальцах.

Совет: сомкните средний палец правой руки с указательным. Это добавит хвату стабильности, повысит контроль над медиатором, а кисть станет более управляемой.

Ряд профессионалов считает: лучше держать медиатор под небольшим углом. Почему? Так ему не приходится преодолевать большое сопротивление струны. Он начинает скользить, отчего играть получается быстрее и легче.

Гибкость хвата – это возможность легко изменять угол медиатора относительно струн. Описанный выше хват позволяет свободно регулировать наклон плектра при помощи угла сгиба большого пальца.

Повторим, что существуют разные отхождения от описанного нами способа держать медиатор. Бывает, что в разных руках эти варианты работают. Но! Предложенный в статье хват позволяет добиться максимальных результатов в минимально короткие сроки.

Как играть медиатором

Переходим к технике игры медиатором. Прежде всего следует позаботиться о точке опоры для правой руки. А далее – опирайтесь на наш список из 9 важных рекомендаций по технике игры медиатором на электрогитаре.

Создаем опору

Опора обеспечивает естественное – не напряженное – состояние мышц в кисти. Это важно для правильной исполнительской техники.

В качестве опоры используем ребро кисти правой руки. Кладем запястье на бридж гитары. Так играть будет значительно удобнее.

Приводим список из 9 практических советов, которые помогут вам успешно овладеть навыком игры медиатором.


Итак, теперь вы знаете, как правильно выбрать медиатор, как держать и играть им на электрогитаре. Если же остались вопросы или сомнения, вы всегда можете обратиться за помощью в нашу школу. Занятия с грамотным наставником закладывают хорошую основу исполнительского мастерства, позволяют избежать ошибок, а главное – экономят ваше время и ускоряют творческий рост.

Перед многими начинающими гитаристами встает вопрос – чем играть, пальцами или медиатором? Вопрос резонный, но не совсем правильный. В основном все зависит от выбора инструмента, например, на классической испанской гитаре играют пальцами, а точнее ногтями. Конечно, можно играть и медиатором, но в результате практически невозможно добиться от инструмента должного звучания.

Особенности выбора техники

Немного лучше дело обстоит с акустической и электрогитарами. Скоростные техничные соло гораздо удобнее играть медиатором, поэтому именно медиаторная техника задала основные пути технического развития этих инструментов. В отличие от классической гитары, у которой гриф шире, а расстояние между струнами больше, игра медиатором позволила сократить расстояние между ними и сделать гриф тоньше.

А чего я хочу?

Прежде чем выбрать что-то конкретное, нужно задать себе вопрос: а чего я хочу? Даже если в дальнейшем вы намерены освоить все основные стили игры (что вполне возможно и даже желательно), нужно с чего-то начинать. Если вам нравится классическая музыка, латиноамериканская или испанская страстность, мелодичные вальсы и романсы, мягкий и приятный звук, то однозначно стоит начать с классической гитары.

Хотите звонкого звучания, вам нравятся ранние британские группы или кантри? Подбираете инструмент для аккомпанемента вашему голосу? Акустика — идеальный вариант!

Если вам нравится большинство современных жанров, быстрые соло, “жирные” риффы, или Хендрикс, Гилберт, Вай, Сатриани, и огромное множество самых разных исполнителей. Если вам по душе классический rock-n-roll или пропитанный тяжелыми трудовыми буднями блюзз — электрогитара это ваш выбор!

При выборе гитары следует учитывать необходимые аксессуары. Для классической гитары это подставка для ноги, это обусловлено техникой игры, о ней мы поговорим позже.

Для электрогитары необходим усилитель или аудиоинтерфейс (проще говоря усилитель), о том, как их выбрать, можно прочитать в и в статье о . Также вы можете приобрести дополнительные педали эффектов, ремень и прочие радости.

Акустическая гитара не требует дополнительных приспособлений, кроме ремня, что тоже опционально.

Принцип извлечения звука: обрабатываем тело звука

Техника игры пальцами и медиаторами кардинально различаются в плане игры, но схожи со стороны физического понимания процесса звукоизвлечения – минимализация трения и ограничение амплитуды колебания струны.

Если при игре будет возникать излишнее трение, то процесс игры в лучшем случае замедлится, так же это может привести к “грязному” звучанию и даже ошибкам во время исполнения. Большая амплитуда колебания струны приводит к тому, что струна начинает ударяться о лады, что негативно сказывается на звучании и продолжительности звучания (сустейне).

Как играть медиатором: есть особенности!

Прежде чем говорить, как играть медиатором, нужно понять, зачем он нужен и, конечно же, освоить технику владения им.

Медиатор, он же плектр (если услышите название “плектргитара”, не спешите махать руками и тыкать пальцами, это всего лишь альтернативное название электрогитары, хоть и не популярное) используется для облегчения взаимодействия музыканта и инструмента и для увеличения скорости игры. Если, например, играть боем можно и без медиатора, что тоже не очень удобно, то скоростные пассажи сыграть пальцами могут только гениальные гитаристы, например, не очень известный, но очень талантливый гитарист Дмитрий Мамонтов (с творчеством которого меня познакомил его друг и по совместительству мой первый преподаватель гитары).

Техника игры медиатором

Если говорить о технике, то очень многие начинающие музыканты, к сожалению, не уделяют этому должного внимания. Согласитесь, при виде инструмента, а особенно гитары, так и хочется сразу взять ее в руки и начать играть, казалось бы, что сложного? Поставил два пальца сюда или туда и бей по струнам в свое удовольствие! На самом деле все не так просто.
При игре медиатором стоит сразу научиться правильно держать его в руках. Как это сделать? На эту тему есть масса видеоуроков, например, вот этот.

Ко всему этому я бы хотел добавить, что самое главное это то, чтобы вам было удобно держать его в руке. Конечно, существуют некоторые ограничения на этот счет, но, в конечном итоге, вы все равно не должны испытывать неудобств.

Сразу отмечу тот факт, что на первых порах ваши руки будут очень быстро уставать, буквально в считанные минуты. Это вполне естественно, каждый музыкант через это прошел. Здесь дело скорее в психологическом “зажиме”, избавиться от которого поможет только практическое занятие инструментом. На самом деле, даже на акустической гитаре, если она правильно отстроена, зажатие струн и тем более удары по ним не требуют больших усилий. Обратите внимание, что при возникновении любой боли в любом месте вашей руки, занятие следует немедленно прекратить, иначе возможно растяжения и другие травмы. Помните: все хорошо в меру.

Игра боем — самое простое

Игра боем подразумевает удар по струнам вверх или вниз, с глушением некоторых струн или без, в зависимости от аккорда, или с приглушением струн правой рукой (если вы играете на праворукой гитаре), и, соответственно, циклично повторяющуюся комбинацию нескольких ударов.

Это, на мой взгляд, самый простой прием игры, который можно освоить буквально в считанные минуты. Возьмите в руки медиатор и проведите им по струнам сверху вниз или снизу вверх так, чтобы он лишь немного касался их. Постепенно ускоряйте это движение до тех пор, пока не получится быстрое скольжение медиатора по струнам без всяких запинок. Поздравляю, вы освоили бой.

Важно: не забывайте, что при игре боем так же важен ритм. Ритм – основной компонент музыки, без которого невозможно ее существование. Можете попрактиковаться с метрономов, которые можно найти даже в интернете, или играйте песню вместе с включенным параллельно оригиналом.

Развитие медиаторной техники — учитесь всю жизнь!

Следующая ступень игры медиатором – это игра на отдельных струнах. Здесь техника игры усложняется, теперь нужно обращать внимание на постановку правой руки, углом попадания медиатора на струну и правильности движения кисти и руки в целом. Для начала предлагаю вам ознакомиться со следующим видеоуроком, который охватывает практически все нюансы извлечения звука медиатором.

Здесь же даны базовые упражнения для развития техники.

Основные нюансы таковы – рука должна быть расслабленной, движения должны совершаться только кистью (что некоторые гитаристы пытаются оспорить, но спорить с физиологией дело неблагодарное), медиатор не должен ударять струну плоской частью, чтобы уменьшить трение.

Здесь же я хочу упомянуть о всевозможных тренажерах, массажерах и прочих аксессуаров, которые многие начинающие гитаристы, почему-то, так хотят приобрести. Польза от них, конечно, есть, но, в любом случае, самый лучший гитарный тренажер – это сама гитара. Поэтому, прежде чем потратить n-ную сумму на покупку тренажера, подумайте, что лучше – провести время бездумно зажимая\сжимая\крутя китайский пластик или резину или провести его же за инструментом.
Для дальнейшего развития техники, я рекомендую следующие школы игры:

Школа игры Джона Петруччи:

Школа игры Френка Гамбале:

Так же, неплохие и довольно простые видеоуроки популярных песен вы можете найти на следующих каналах:
httpv://www.youtube.com/watch?v=channel/UCJgRMHrtQpnhKHdsGiFQRyQ
httpv://www.youtube.com/watch?v=channel/UCpypU2XLYmOsf36xgcgrW3w

Техника игры перебором: классика

Игра перебором (пальцами) чаще всего встречается у классических гитаристов, фолк и кантри исполнителей. Так же игру пальцами довольно часто можно встретить и у современных рок исполнителей, например, вступление песни The Unforgiven группы Metallica Кирк Хэммет играет пальцами.

Этот стиль игры имеет свои преимущества и недостатки, о некоторых из них я упомянул раньше, например, невозможность развития огромной скорости извлечения нот для исполнения скоростных пассажей, за очень редким исключением. К преимуществам можно отнести такие особенности, как возможность игры на выборочных струнах (например, можно одновременно зацепить 1, 3, 5 и 6 струны, что в медиаторной техники игры можно сделать только поочередно, хоть и очень быстро) и игры без посредников, что, несомненно, увеличивает ваше “чувство” инструмента.
Как и в случае с медиаторной техникой, сначала нужно “поставить” технику игры.

Прежде чем начать объяснять технические аспекты постановки рук, напомню вам о приспособлениях для игры: крайне желательно приобрести специальную подставку для ноги, она стоит около 500 рублей в практически любом музыкальном магазине. Она должна быть прочной и обязательно металлической. Нет смысла переплачивать за бренд, достаточно просто тактильно проверить ее на наличие люфтов и устойчивость.

Зачем же она нужна? В первую очередь это особенность игры данного инструмента и создана она исключительно для удобства посадки. Правильная посадка достигается следующим способом – сядьте на край стула, но достаточно устойчиво, не разваливайтесь на нем. И расположите гитару так, как показано на следующем рисунке:

Важно: не опирайтесь на гитару своим весом и не кладите на нее весь вес правой руки. Правило то же, что и с медиатором: главное, чтобы вам было удобно.
Постановка правой руки очень наглядно показана на следующих видео:

Ногти или когти?

Зачем же нужны ногти, о которых я упомянул в самом начале? Именно ноготь позволяет гитаре звучать звонко, долго и без лязга. Сразу же стоит обзавестись маникюрной пилкой, это очень важный атрибут классического гитариста. Ногти должны иметь немного скругленные углы и прямую плоскость в конце ногтя (приблизительно иметь форму скобки ”)”, как показано на рисунке).

В старой гитарной школе ногтевая техника говорила о том, что плоскость ногтя должна быть параллельна плоскости струны и гитарист струну должен зацеплять – тянуть снизу вверх. Сейчас же очевидно преимущество новой школы, которая говорит о том, что ноготь должен падать на струну под углом примерно в 30 градусов и слегка глушить ее мякотью пальца. Таким образом достигается наиболее приятное для слуха звучание. Подробнее рассказывается в видео под второй ссылкой.

Если вы не хотите отращивать ногти, то вы можете приобрести так называемые “когти” – специальные приспособления, надеваемые на пальцы и исполняющие функцию ногтей, но я бы порекомендовал все же отрастить свои, так как игра своими ногтями положительно влияет на звук.

Для общего развития советую приобрести или скачать в интернете книгу “Самоучитель игры на гитаре” А.М. Иванова-Крамского. В ней очень подробно расписывается техника игры, основные приемы и, что крайне важно, даны великолепнейшие произведения для самостоятельного изучения.

Другие техники игры

Помимо основных существуют так же альтернативные техники игры. Самой распространенной из них
является техника, которую должен знать любой уважающий себя бас-гитарист, а именно слэп. Ее так же употребляют на электро- и даже классической гитарах, но гораздо реже. Ее суть заключается в том, что удар по струне происходит сверху вниз в сторону гитарной деки, заставляю струну биться о лады и издавать очень характерный бренчащий звук. Так же часто встречается игра слайдом – стеклянной или металлической трубкой, надеваемой на палец
левой руки гитариста.

Суть техники в том, что струны не задевают лады, а их функцию исполняет та самая
трубка, которой гитарист водит по ним. Отмечу, что для использования данной техники нужен хорошо развитый слух.

Существуют и другие альтернативные техники игры, информацию о которых вы можете найти в интернете.

Статья в тезисах

В завершение данной статьи я обобщу все вышесказанное и дам общие рекомендации при игре на гитаре:

  • При возникновении любой боли в любых мышцах немедленно прекратите занятие во избежание травм
  • Лучший способ развить технику – непосредственное занятие на инструменте
  • Играйте под метроном и настраивайте гитару при каждом занятии, вырабатывайте чувство ритма и слух
  • Ищите информацию везде, где только можно, помните золотые слова: тяжело в учении – легко в бою.
  • Если у вас есть возможность, возьмите несколько уроков у преподавателя и задайте ему все накопившиеся вопросы

14 2


      Дата публикации: 20 марта 2016 г.

Медиатор или плектр?

Каждый гитарист знает, что медиатор для гитары - это такая тонкая заостренная пластина, которой при игре ударяют по струнам. Но откуда появилось это название?

Всё очень просто. Слово «медиатор» произошло от латинского слова mediator, что означает «посредник». Ведь это и вправду посредник - между вашими пальцами и струнами гитары.

Но иногда медиатор для гитары называют странным словом «плектр». На самом деле ничего странного тут нет: это слово произошло от древнегреческого plectron - от plesso, «ударять» (в том числе и по струнам).

В нашей стране больше прижилось слово «медиатор», а вот в английском языке медиатор всегда называют плектром (plectrum). В английской разговорной речи плектры называют еще проще - picks.

Толщина медиатора для гитары

По толщине медиаторы делятся следующим образом:

  • Extra Light - очень тонкие (толщина меньше 0,44 мм)
  • Light - тонкие (толщина 0,45 - 0,69 мм)
  • Medium - средние (толщина 0,70 - 0,84 мм)
  • Heavy - толстые (толщина 0,85 - 1,20 мм)
  • Extra Heavy - очень толстые (толщина больше 1,20 мм)

Чем толще медиатор, тем сильнее будет атака и более мощное звучание гитары. Но это нужно не всегда - например, на акустических гитарах играют «чесом» тонкими медиаторами, чтобы добиться звона струн.

Из чего сделаны медиаторы?

Чаще всего медиаторы для гитары изготавливают из пластмассы.

Под пластмассой подразумевается несколько полимерных материалов. Из нейлона обычно делают медиаторы толщиной до 1 мм. Такие медиаторы отличаются мягкостью и гибкостью, но быстро изнашиваются.

Запатентованные американской химической фирмой DuPont материалы Tortex и Derlex также используются в гитарных медиаторах. Они имеют немного шероховатую на ощупь поверхность и лучше держатся в пальцах. Износ долгий. По толщине имеют диапазон от Light до Heavy.

Еще одна разновидность пластмассы - Ultex. Имеет немного блестящую поверхность, изнашиваются медленно.

Есть и другие полимерные материалы, из которых изготавливают медиаторы - делрин, лексан, акрил и пр. Все они имеют примерно одинаковые эксплуатационные характеристики с минимальной разницей в звучании.

Но существует множество других материалов, находящих определенный спрос у гитаристов. Вот некоторые из них.

Медиатор из панциря черепахи. Многие думают, что такими пользовались еще в начале прошлого века, однако и сегодня такие медиаторы можно найти на ebay - стоят они около 20 долларов и изготавливаются вручную. Изнашиваются быстрее, чем пластмассовые, но у них есть при этом одна особенность - даже очень тонкие костяные медиаторы имеют большую жесткость и не прогибаются.

Металлические медиаторы. Дают звонкое звучание с металлическим оттенком. Струны изнашиваются быстрее. Многие (например, Брайан Мэй) используют не металлический медиатор, а монету.

Керамические медиаторы. При игре выдают звук, похожий на звук при ударе ногтем о струну. По остальным характеристикам похожи на пластмассовые гитарные медиаторы, за исключением того, что не гнутся.

Деревянные медиаторы. При игре таким медиатором звучание теплое, мягкое. Деревянные медиаторы стачиваются довольно быстро, поэтому их изготавливают только из твердых сортов древесины.

Если существуют стеклянные слайды, то почему бы не сделать и стеклянные медиаторы? И они существуют! Медиаторы для гитары из стекла тяжелые по весу и, естественно, твердые. Но, может быть, именно это вам и требуется?

Медиаторы из камня. Бывают и такие - вероятно, раньше всех их начали изготавливать пещерные люди. Но каменные медиаторы можно встретить и сегодня. Например, фирма Pick Boy изготавливает их из полудрагоценного агата. Полированные медиаторы получаются очень красивые, с прожилками.

Карбоновые медиаторы. Углепластик - современный и технологичный материал. Медиаторы для гитары из углепластика могут быть очень тонкими, легкими, но при этом сверхтвердыми. Выдают плотное, жесткое звучание. Следует иметь в виду, что после игры на пальцах у вас может остаться угольная пыль.

Надо заметить, что разница в звучании медиаторов, изготовленных из разных материалов, есть, но она совсем небольшая. Гораздо больше на звук влияет толщина и масса медиатора.

Форма медиатора

Чаще всего медиатор для гитары можно изготовить любой формы, особенно из материалов, получаемых литьем. Но среди всего этого медиаторного многообразия все же можно выделить несколько популярных форм.

Стандартная форма . Медиаторы именно такой формы выпускаются больше всех.

Каплевидная форма.

Джаз. Выпускает Dunlop.

Треугольник

Акулий плавник

Что выбрать?

Найти именно «свой» медиатор - задача непростая. У каждого гитариста свои собственные требования к медиатору, его форме и размерам, толщине и материалу. Часто гитаристы используют разные медиаторы, играя на разных гитарах. Так что гитарист сможет осознанно сделать выбор, только поиграв большим количеством самых разнообразных медиаторов.

К счастью для нас медиаторы для гитары стоят не так и дорого, и перепробовать разные варианты может даже гитарист с ограниченным бюджетом. Дерзайте!

Рано или поздно многие начинающие гитаристы сталкиваются с таким немаловажным вопросом: как выбрать медиатор для гитары?На сегодняшний день в музыкальных магазинах достаточно большой выбор медиаторов на любой вкус и цвет, что посмотрев на коробочку с этими пластмассовыми штучками, разбегаются глаза в разные стороны.

Поэтому с первого раза новичку будет сложно сделать самому правильный выбор, ну разве что взять медиатор с какой-то классной картинкой. Но тут не все так просто, существует много разных критериев, по которым следует делать правильный выбор будущего медиатора. Как раз для таких людей будет посвящена эта статья.

По своему опыту скажу, что сам когда-то в первый раз выбрал по картинке медиатор и, причем взял самый тонкий, в итоге было неудобно играть. Сегодня я буквально за пару минут могу выбрать то, что мне действительно нужно и к чему я привык за все годы игры на гитаре. Поэтому всегда покупаю сразу несколько нужных мне медиаторов, чтобы не приходилось привыкать к другим. На самом деле к медиатору тоже вырабатывается привычка, со временем и Вы это поймете, когда найдете оптимальный для себя. Для начала возьмите себе по одному медиатору каждого вида. А вот какие это виды, мы сейчас разберемся.

Медиатор (он же плектр) – это тонкая пластинка, чаще всего из пластмассы, с заостренным концом, которая предназначена для того, чтобы приводить струну в колебательное состояние или же, проще говоря – извлекать звук.

Производитель

Существует достаточно много разных фирм, которые изготавливают медиаторы. К качеству изделия придираться не приходится, т.к. его конструкция проще некуда. Многие гитаристы чаще всего выбирают такие знаменитые бренды как: Dunlop , Fender , Gibson , Ibanez и другие. А выбор этот связан с тем, что работа с такими медиаторами уже вдохновляет.

Материалы

При производстве медиаторов могут быть использованы следующие материалы:

  • Тортекс (Tortex ) / Дерлекс (Derlex ) – имеет гладкое шелковистое покрытие, которое долго не изнашивается. Медиатор из этого материала очень удобный и обладает теплым звучанием при игре.
  • Дерлин (Derlin ) – покрытие медиатора изготовленного из этого материала более гладкое, а звучание яркое. Подходит для скоростной игры.
  • Целлулоид – поверхность, отшлифованная и гладкая на ощупь. Этот материал хорошо себя зарекомендовал, т.к. лучше всего подходит для ритмовых мелодий и сольных партий.
  • Нейлон – медиаторы, изготовленные на основе этого материала, имеют преимущество перед другими, которое заключается в их мягкости и гибкости. Поверхность ровная и гладкая.
  • Поликарбонат – материал, обладающий свойствами, как и дерлина, так и целлулоида. Может даже отдавать стеклянным призвуком при определенной толщине плектра.
  • Лексан (Lexan ) – материал похожий на стекло, очень твердый и почти не гнется. В основном применяется в медиаторах с толщиной свыше 1 мм. Обладает эффектом стеклянного призвука и быстро изнашивается.
  • Металл – обладает собственным дополнительным при игре звуком, а медиаторы изготовленные из него подходят больше всего для сильных атак.

Форма

  • Standard – самый популярный и широко используемый вид медиаторов. Для стандартного медиатора характерен мягкий звук при игре.
  • Teardrop & Jazz – эти медиаторы обычно толще стандартных. Любят их за яркость.
  • Triangle – имеет форму равностороннего треугольника. Такой медиатор практичен, потому что можно играть любой его стороной. Самый лучший вариант для любителей поэкспериментировать.
  • Sharkfin – это универсальный медиатор, который позволяет использовать две стороны для игры. Играть можно как ребристой частью, так и обычной стороной как у стандартного медиатора.

Толщина

Пожалуй, это самое главное при выборе будущего медиатора и на это следует в первую очередь обращать внимание, т.к. в основном от его толщины и будет зависеть звучание Вашей гитары. Толщина медиатора бывает от 0,38 до 3 мм. При выборе толщины медиатора необходимо учитывать то, что Вы будете играть и как.

  • Тонкие медиаторы подойдут тем, кто хочет получить мягкое и одновременно аккордовое звучание.
  • Толстые дают возможность контроля силы удара и атаки и при этом позволяют играть с разной громкостью.

А теперь давайте рассмотрим медиаторы по толщине:

  • 0,38 – 0,65 мм – тонкие медиаторы.
  • 0,65 – 0,73 мм – медиаторы среднего размера.
  • 0,73 – 088 мм – толще среднего.
  • 0,88 – 1,0 мм – толстые медиаторы.
  • 1,14 – 3,0 мм – очень толстые медиаторы.

Обычно толщину указывают на лицевой стороне медиатора и выражена она в миллиметрах, а если цифры отсутствуют то, скорее всего, будет использована шкала такого вида:

  • Thin (тонкий)
  • Medium (средний)
  • Heavy (толстый)
  • Extra Heavy (очень толстый)

Поверхность

Рекомендую использовать медиаторы с более шероховатой поверхностью нежели с гладкой, потому что если Ваши пальцы во время игры быстро становятся влажными, то такой плектр просто может вылететь у Вас из руки в неподходящий момент.

Размер

В данном случае, чтобы определиться какой размер медиатора по площади Вам лучше всего подойдет, то здесь уже отталкивайтесь от собственных предпочтений. Самое главное то, чтобы его было удобно и комфортно держать. Если же Вы собираетесь исполнять что-нибудь быстрое, тогда возьмите маленький медиатор.

Цвет

Ассортимент у разных производителей достаточно широкий и поэтому каждый найдет для себя подходящий по цвету медиатор. Можете, например, взять под цвет гитары или же одежды.

Медиаторы для гитар разных типов

  • Для акустической гитары я могу Вам посоветовать взять мягкий медиатор. По толщине от самого тонкого до среднего. Объясняю почему. Играть таким медиатором удобно, а звук у него более приятный и нежный, что не характерно для твердого медиатора. На акустической гитаре струны сильнее натянуты, чем на электрогитаре. Играя твердым медиатором на электрогитаре сложности Вы не почувствуете никакой, а вот на акустике заметите сразу.
  • Несомненно, для электрогитары нужен твердый медиатор, из-за того, что струны здесь не так сильно натянуты, как на акустике. Можете смело брать по толщине от среднего вплоть до самого твердого.
  • Всегда имейте у себя несколько разных по толщине медиаторов (поверьте, они пригодятся обязательно), а также должны быть и несколько запасных, потому что они, как правило, часто теряются.
  • Как раз чтобы не терять медиаторы и не покупать каждый раз новые, приобретите заодно и специальный футляр для них, который может быть прикреплен к гитаре. Медиаторы всегда будут под рукой, и их не надо будет искать по карманам.

Вот собственно и все о медиаторах! Надеюсь, эта статья помогла вам. И теперь вы уже знаете, как выбрать медиатор для гитары. Так что можете делиться с друзьями в социальных сетях, а также оставляйте ниже свои комментарии. Буду только рад этому. Удачи вам!