Бильярд Буркозел Домино

Игровая деятельность в детском саду: особенности организации и развития по фгос. Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации фгос Виды игр в доу по фгос

«Знатоки ФГОС»

Конспект деловой игры для педагогов дошкольного образования.

Подготовила: старший воспитатель МДОАУ «Детский сад №18 г. Орска» Шарова Олеся Викторовна

Цель: повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов по освоению основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО.

Задачи:

    Вовлекать каждого педагога в творческий поиск;

    Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;

    Способствовать созданию и сохранению в коллективе педагогов атмосферы психологического комфорта и творчества, желания делиться педагогическим опытом;

    Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников игры.

    Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к введению ФГОС.

Контингент участников : участники деловой игры - все педагоги ДОУ

Атрибуты: карточки с целевыми ориентирами, фишки в количестве 72 шт., бланки с кроссвордами: паутинка, филворды, электронный ребус «Авторы ФГОС».

Правила игры:

Ведущий объясняет правила игры. Все участники делятся на 2 команды (правила принадлежности к той или иной команде и очередности ответов устанавливается жеребьевкой). За быстроту реакции и правильность ответа командам даются фишки.
Все игроки по окончании основной части игры получают призы – буклеты «Основные положения ФГОС». Итоги игры подводятся подсчётом фишек, игроки команды, набравшей наибольшее количество - являются победителями игры и получают Диплом победителя «Деловой игры».

Ход деловой игры:

1. Синоним слова «Стандарт»

Обеим командам дается время 5минут для составления синонимов к слову «Стандарт», затем методом пинг-понга синонимы озвучиваются (если данное слово есть во второй команде, то эта команда его не произносит)

Оценивание : За каждое слово по одному баллу, максимальная сумма баллов 20.

Каждая команда получает карточки с определением одной из задач стандарта Командам предлагается составить её.

Оценивание : Очко получает команда, первая составившая фразу

3. Вертолина цифр

Каждая команда получает карточки с тремя колонками, первая колонка содержит названия нормативных документов, регулирующих введение ФГОС, вторая дату приема этого документа, третья номер документа, надо соединить все позиции линиями

Письмо Министерства образования и науки РФ«О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»

Оценивание
6 баллов

4. Паутинка ФГОС

Каждой команде дается по 4 карточки, в которых закодированы основные понятия стандарта

1.обогащение детского развития.

2.понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

3.Объединение в единое целое отдельных частей

4.замысел преобразования (и/или средств и организационных форм его реализации), проработанной и оформленной с применением модифицируемой системы подходов, категорий, понятий, онтологических картин, системы ценностных ориентаций и принципов.

Оценивание : каждый правильный ответ 1 балл максимальное количество-
4 балла

В таблице закодирована фраза - один из принципов дошкольного образования, необходимо её найти и зачеркнуть.
Слова в филворде могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, и даже под углом, но не пересекаться

Оценивание : за каждое правильное слово 1 балл, дополнительно 1 балл получает, та команда, которая первая нашла правильный ответ, максимальная сумма баллов- 6 баллов

6. Найдите правильный ответ

Ведущий читает вопрос и три варианта ответа, только один из них правильный. Надо назвать правильный ответ. Упражнение проводится методом пинг-понга. Если команда не отвечает, этот вопрос адресуется другой команде.

    Коммуникативно-личностноеразвитие;

    Социально- коммуникативное развитие;

    Образовательная организация.

    Предметно-развивающая

    Предметно- пространственная;

    Развивающая предметно- пространственная.

    Безопасной;

    Трансформируемой;

    Доступной.

    требования к результатам освоения ООП ДО;

    требования к условиям реализации ООП ДО.

    восприятие художественной литературы и фольклора

    Презентация.

Оценивание : за каждый правильный ответ- 1 балл, максимальная сумма баллов 10 баллов

7. Знание целевых ориентиров

Каждой команде дается по два игровых поля: «Целевые ориентиры образования в раннем возрасте» «Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте » и карточки, на каждой из которых, обозначена одна из фраз, означающих целевой ориентир образования. Необходимо распределить карточки с целевыми ориентирами на игровые поля, согласно возраста.

    ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

    ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

    использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

    владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

    ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

    ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

    стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

    ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

    проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

    ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

    проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

    у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

    ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

    у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Оценивание : за каждое правильное слово 1 балл, дополнительно 1 балл получает, та команда, которая первая нашла правильные ответы, максимальная сумма баллов 15 баллов.

1 Вариант : Каждой команде раздаются по 10 карточек, на которых закодированы фамилии членов рабочей группы по разработке ФГОС.

2 Вариант : Предлагается на слайдах ребусы, команды отгадывают методом пинг-понга. Если команда не справляется вопрос адресуется соперникам

Перед упражнением необходимо напомнить правила разгадывания ребуса:

    Если рядом с рисунком ни справа, ни слева - нет запятых, то нужно читать слово целиком.

    Если слева от рисунка одна запятая, надо отбросить первую букву, если две - две буквы и так далее. Если запятые стоят справа, отбрасываются последние буквы.

    Если два предмета или буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением буквы "в".

    Если между буквами стоит знак «=», то нужно в слове заменить одну букву на другую.

    Цифры, стоящие рядом с рисунком, указывают порядок букв в слове

Если рядом с рисунком находится зачёркнутая буква, её надо выбросить из слова. А если рядом с зачёркнутой стоит другая буква, надо в слове заменить одну букву на другую.

Оценивание : за каждый правильный ответ- 1 балл, максимальная сумма-10 баллов

В итоге выигрывает та команда, которая набрала больше фишек.(максимальное количество 72шт.)

Правильные Ответы:

1. Синоним слова «Стандарт»

2. Задачи, определенные стандартом

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

3. Вертолина цифр

ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Письмо Министерства образования и науки РФ
«О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»

Письмо Рособрнадзора "О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО"

Комментарии к ФГОС дошкольного образования

Приказ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования

4. Паутинка ФГОС

    Амплификация

    Самоценность

    Интеграция

    Концепция

5. Филворд «Принцип дошкольного образования»

Полноценное проживание всех этапов детства

6. Найдите правильный ответ

1. Какие требования включает в себя ФГОС ДО?

    Требования к результатам освоения ООП ДО;

    Требования к содержанию ООП ДО;

    Требования к образовательным учреждениям.

2. Как, согласно стандарта, звучит одна из областей

    Коммуникативно-личностное развитие;

    Социально- коммуникативное развитие;

    Социально- коммуникативное развитие.

3. Кто обеспечивает разработку примерной основной образовательной программы дошкольного образования:

    Уполномоченные федеральные органы;

    Уполномоченные региональные органы;

    Образовательная организация.

4. Как определяется среда, которая обеспечивает реализацию различных образовательных программ?

    Предметно-развивающая

    Предметно- пространственная;

    Развивающая предметно- пространственная

5. Какой должна быть развивающая предметно-пространственная среда?

    безопасной

    трансформируемой

    доступной

6. Результатом реализации каких требований ФГОС ДО должно быть создание образовательной среды?

    требования к результатам освоения ООП ДО;

    требования к структуре ООП ДО;

    требования к условиям реализации ООП ДО;

7. Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС?

8. Какое их соотношений обязательной части Программы и Части, формируемой участниками процесса верно?

    60% и 40%;

9. В каких видах деятельности реализуется Программа в дошкольном возрасте (3-8 лет)

    восприятие смысла музыки, сказок, стихов

    действия с бытовыми предметами-орудиями

    восприятие художественной литературы и фольклора

10. Какой раздел является дополнительным разделом программы

    Презентация

7. Знание целевых ориентиров

Ранний возраст: N 1,3,4,7,9,11,14.

Дошкольный возраст: N 2,5,6,8,10,12,13.

Игра «Нанизывание».

Цель : развивать мелкую моторику.

макароны разной формы, раскрашенные детьми, леска, ягоды, пуговицы, бумажные колечки.

Описание: воспитатель предлагает ребенку поучаствовать в ярмарке. Для этого необходимо сделать бусы, браслеты, рамочки для фотографии при помощи игрового материала.

Игра «Раскрась правильно».

Цели: развивать мелкую моторику; учить штриховать предметы с наклоном вправо, влево, прямо, линиями, параллельными друг другу.

: карандаши, контурные изображения различных предметов.

Описание: детям предлагается поучаствовать в конкурсе на лучшего штриховальщика. Воспитатель раздает контурные изображения предметов, объясняя принцип штрихования (линии, параллельные друг другу, с наклоном вправо (влево, прямо).

Игра «Бумажные поделки».

Цели: развивать мелкую моторику, формировать умение складывать лист в различных направлениях.

Игровой материал и наглядные пособия: бумага.

Описание : предложить игру «Магазин бумажных игрушек». Затем показать образцы фигур из бумаги, которые могут сделать дети (пилотка, галка, кораблик, голубь).

Игра «Театр теней».

Цель : развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: экран (светлая стена), настольная лампа, фонарь.

Описание: перед игрой необходимо затемнить комнату, источник света должен освещать экран на расстоянии 4—5 м. Между экраном и источником света производятся движения руками, от которых на освещенный экран падает тень. Размещения рук между стеной и источником света зависит от силы последнего, в среднем это 1-2 м от экрана. Детям предлагается при помощи рук создать теневые фигуры (птица, собака, лев, орел, рыба, змея, гусь, заяц, кошка). «Актеры» теневого театра могут сопровождать свои действия короткими диалогами, разыгрывая сценки.

Игра «Чем не Золушка?».

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия : крупа (рис, гречка).

Описание: воспитатель жалуется ребенку на то, что с ним произошла маленькая неприятность, перемешались два вида крупы (рис и гречка), а перебрать ее времени не хватает. Поэтому нужна его помощь: разложить крупу по разным банкам.

Игра «Буква растет».

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия : лист бумаги, карандаш.

Описание : ребенок получает лист бумаги, в противоположных концах которого нарисованы буквы - одна очень маленькая, другая очень большая. Предложить ребенку изобразить процесс увеличения или уменьшения букв, то есть рядом с маленькой нарисовать букву побольше, следующую еще больше и т. д. Обратить внимание ребенка на то, что буква должна расти понемногу, таким образом довести букву до размера, обозначенного на противоположном конце листа.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики у дошкольников старшей группы

Игра «Путешествие по городу».

Цель : развивать внимание, наблюдательность.

Игровой материал и наглядные пособия : картинки с изображениями жителей города (мамы с детьми, школьники, бабушка с корзинкой, студенты), людей разных профессий (водители, почтальоны, строители, маляры), видов транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, велосипед), зданий, украшений города (почта, магазин (посудный, книжный), фонтан, сквер, скульптура).

Описание : картинки раскладываются в разных местах комнаты. При помощи считалочки дети делятся на 4 группы по 2-3 человека. Это «путешественники». Каждой группе дается задание: одной - посмотреть, кто живет в городе, собрать картинки с изображением людей; другой - на чем люди ездят, собрать картинки с изображением транспортных средств; третьей - картинки, на которых воспроизведен разнообразный труд людей; четвертой - рассмотреть и отобрать картинки с рисунками красивых зданий города, его украшений. По сигналу водящего «путешественники» идут по комнате и отбирают нужные им картинки, остальные ждут возвращения, наблюдая за ними. Возвратившись на свои места, «путешественники» ставят на подставки картинки. Участники каждой группы рассказывают, почему они взяли именно эти картинки. Выигрывает та группа, игроки которой не ошиблись и поставили свои картинки правильно.

Игра «Что изменилось?».

Цель : развивать внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: от 3 до 7 игрушек.

Описание: воспитатель ставит перед детьми игрушки, дает сигнал, чтобы они закрыли глаза, и убирает одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

Игра «Будь внимателен!».

Цель : развивать активное внимание.

Описание : дети шагают по кругу. Затем ведущий произносит какое-либо слово, и дети должны начать выполнять определенное действие: на слове «заичик» — прыгать, на слове «лошадки» - ударять «копытом» (ногой) об пол, «раки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге.

Игра «Слушай хлопок!»

Цель: развивать активное внимание.

Описание : дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки - в стороны), на два хлопка — позу «лягушки» (присесть на корточки), на три хлопка - возобновить ходьбу.

Игра «Четыре стихии».

Цель: развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Описание : играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и лучевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Игра «Нарисуй фигуру».

Цель : развивать память.

Игровой материал и наглядные пособия : бумага, цветные карандаши, 5-6 геометрических фигур.

Описание : детям показывают 5-6 геометрических фигур, потом просят нарисовать на бумаге те, которые они запомнили. Более сложный вариант - попросить нарисовать фигуры, учитывая их размер и цвет. Побеждает тот, кто быстрее и точнее воспроизведет все фигуры.

Игра «Лес, море».

Цель: развивать внимание.

Игровой материал и наглядные пособия : мяч.

Описание : бросить мяч ребенку, называя какую-либо область обитания животных (лес, пустыня, море и т. п.). Возвращая мяч, ребенок должен назвать животное данной местности.

Игра «Раскрась правильно».

Цель: развивать внимание.

Игровой материал и наглядные пособия : бумага, красный, синий и зеленый карандаши.

Описание : написать буквы и цифры крупным шрифтом, чередуя их друг с другом. Предложить ребенку обвести все буквы красным карандашом, а все цифры - синим. Усложняя задание, предложить все гласные буквы обвести красным карандашом, все согласные - синим, цифры - зеленым.

Игра «Я покажу, а ты отгадай».

Цель : развивать внимание.

Игровой материал и наглядные пособия : игрушки.

Описание: предложить ребенку поочередно изображать какие-либо действия, по которым можно узнать одну из этих игрушек. Например, загадали медвежонка. Нужно пройти по комнате, имитируя косолапую походку медведя, показать, как зверь спит и «сосет» лапу.

Игры, направленные на развитие логики у дошкольников старшей группы

Игра «Найди варианты».

Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением 6 кругов.

Описание: ребенку дать карточку с изображением 6 кругов, предложить закрасить их таким образом, чтобы закрашенных и незакрашенных фигур было поровну. Затем просмотреть и просчитать все варианты закрашивания. Так же можно провести соревнование: кто найдет наибольшее количество решений.

Игра «Волшебники».

Цель : развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.

Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник - окно, аквариум, дом; круг - мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз.

Игра «Собери цветок».

Цель : развивать мышление, способность к анализу, синтезу.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображением предметов, относящихся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).

Описание : каждому ребенку выдается круглая карточка - середина будущего цветка (одному - платье, второму - слон, третьему - пчела и т. д). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, насекомое и т. д.).

Игра «Логические концовки».

Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

Описание : детям предлагается закончить предложения:

Лимон кислый, а сахар... (сладкий).

Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками).

Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).

Если два больше одного, то один... (меньше двух).

Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа... (вышел позже Саши).

Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).

Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).

Если правая рука справа, то левая... (слева).

Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки... (женщинами).

Игра «Орнамент».

Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.

Игровой материал и наглядные пособия : 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).

Описание : предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».

Игра «Полезно - вредно».

Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.

Описание : рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь - это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго - это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.

Игра «Что я загадала?».

Цель: развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : 10 кругов разного цвета и размера.

Описание : разложить перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера, предложить ребенку показать тот круг, который загадал воспитатель. Объяснить правила игры: отгадывая, можно задавать вопросы, только со словами больше или меньше. Например:

Это круг больше красного? (Да.)

Он больше синего? (Да.)

Больше желтого? (Нет.)

Это зеленый круг? (Да.)

Игра «Посади цветы».

Цель: развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : 40 карточек с изображениями цветов с разной формой лепестков, размера, цветом сердцевины.

Описание: предложить ребенку «рассадить цветы на клумбах»: на круглую клумбу все цветы с круглыми лепестками, на квадратную - цветы с желтой сердцевиной, на прямоугольную - все большие цветы.

Вопросы : какие цветы остались без клумбы? Какие могут расти на двух или трех клумбах?

Игра «Группируем по признакам».

Цель : закреплять умение употреблять обобщающие понятия, выражая их словами.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов (апельсин, морковь, помидор, яблоко, цыпленок, солнце).

Описание : разложить перед ребенком карточки с изображением разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например: апельсин, морковь, помидор, яблоко - продукты питания; апельсин, яблоко - фрукты; морковь, помидор - овощи; апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце - круглые; апельсин, морковь - оранжевые; солнце, цыпленок - желтые.

Игра «Вспомни быстрее».

Цель

Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.

Игра «Все, что летает».

Цель : развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : несколько картинок с различными предметами.

Описание: предложить ребенку отобрать предложенные картинки по названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать, и т. п.

Игра «Из чего сделано».

Цели : развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.

Описание : воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)

Игра «Что бывает...».

Цель : развивать логическое мышление.

Описание: предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка:

Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)

Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)

Что бывает низким (высоким)?

Что бывает красным (белым, желтым)?

Что бывает длинным (коротким)?

Игры, направленные на развитие речи у дошкольников старшей группы

Игра «Закончи предложение».

Цель : развивать умение употреблять в речи сложноподчинённые предложения.

Описание: детям предложить закончить предложения:

Мама положила хлеб... куда? (В хлебницу.)

Брат насыпал сахар... куда? (В сахарницу.)

Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (В салатницу.)

Папа принес конфеты и положил их... куда? (В конфетницу.)

Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела).

Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно).

Я не хочу спать, потому что... (ещё рано).

Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода).

Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты).

Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись от собаки).

Игра «Режим дня».

Цели: активизировать речь детей; обогащать словарный запас.

Игровой материал и наглядные пособия : 8-10 сюжетных (схематических) картинок с изображением режимных моментов.

Описание: предложить рассмотреть картинки, а затем расположить их в определённой последовательности и объяснить.

Игра «Кому угощение?».

Цель : развивать умение употреблять трудные формы существительных в речи.

Игровой материал и наглядные пособия : картинки с изображением медведя, птиц, лошади, лисы, рыси, жирафа, слона.

Описание : воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать, кому что. Просит помочь. Предложить картинки с изображением медведя, птиц (гусей, кур, лебедей), лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона.

Вопросы: Кому мед? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

Игра «Назови три слова».

Цель : активизировать словарь.

Описание: дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Что можно купить? (Платье, костюм, брюки.)

Игра «Кто кем хочет стать?».

Цель : развивать умение употреблять трудные формы глагола в речи.

Игровой материал и наглядные пособия : сюжетные картинки с изображением трудовых действий.

Описание: детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта.) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками.) Детям предлагается придумать предложение со словом «хотим» или «хочу».

Игра «Зоопарк».

Цель : развивать связную речь.

Игровой материал и наглядные пособия : картинки с животными, игровые часы.

Описание: дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по такому плану:

1. Внешний вид.

2. Чем питается.

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

Игра «Сравни предметы».

Цели : развивать наблюдательность; расширять словарь за счет названий деталей и частей предметов, их качеств.

Игровой материал и наглядные пособия: вещи (игрушки), одинаковые по названию, но отличающиеся какими- то признаками или деталями, например: два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т. д.

Описание : воспитатель сообщает, что в детский сад принесли посылку: «Что же это?» Достает вещи: «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди».

Например:

У меня нарядный фартук.

У меня рабочий фартук.

Он белого цвета в красный горошек.

А мой - темно-синего цвета.

Мой украшен кружевными оборками.

А мой - красной лентой.

У этого фартука по бокам два кармана.

А у этого - один большой на груди.

На этих карманах - узор из цветов.

А на этом нарисованы инструменты.

В этом фартуке накрывают на стол.

А этот надевают для работы в мастерской.

Игра «Кто кем был или что чем было».

Цели: активизировать словарь; расширять знания об окружающем мире.

Описание: кем или чем раньше был цыпленок? (Яйцом.) А лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т. д.?

Игра «Назови как можно больше предметов».

Цели : активизировать словарь; развивать внимание.

Описание : дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь.

Игра «Подбери рифму».

Цель : развивать фонематический слух.

Описание : воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них звучащие похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шел жучок,

Песню пел в траве... (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

Игра «Назови части предмета».

Цели: обогащать словарь; развивать умение соотносить предмет и его части.

Игровой материал и наглядные пособия : картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы.

Описание: воспитатель показывает картинки:

1-й вариант: дети по очереди называют части предметов.

2-й вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

Игры для обучения грамоте дошкольников старшей группы

Игра «Узнай, кто какие звуки издает?»

Цель : развивать слуховое восприятие.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, паровоз).

Описание: воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос «Как звенит пила, жужжит жук и т. д.» ребенок отвечает, а все дети воспроизводят этот звук.

Цель: развивать слуховое восприятие.

Описание : водящий становится к детям спиной, и все они хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию воспитателя. Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим.

Примерный материал:

Мы немножко поиграем, как ты слушаешь, узнаем.

Постарайся, отгадай, кто позвал тебя, узнай. (Имя водящего.)

К нам кукушка в огород залетела и поет.

А ты, (имя водящего), не зевай, кто кукует, отгадай!

Сел петух на забор, закричал на весь двор.

Слушай, (имя водящего), не зевай, кто петух у нас, узнай!

Ку-ка-реку!

Игра «Угадай звук».

Цель: отрабатывать четкость артикуляции.

Описание: ведущий произносит звук про себя, четко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.

Игра «У кого хороший слух?».

Цель : развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове.

Игровой материал и наглядные пособия : набор предметных картинок.

Описание : воспитатель показывает картинку, называет ее. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах воспитатель может молча показывать картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же. Воспитатель отмечает правильно определивших звук и тех, кто не смог его найти и выполнить задание.

Игра «Кто в домике живет?».

Цель : развивать умение определять наличие звука в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: домик с окошками и кармашком для выкладывания картинок, набор предметных картинок.

Описание: воспитатель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тех, в названиях которых есть звук [л] или [л"]. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.

Примерный материал : еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.

Игра «Кто больше?».

Цель : развивать умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.

Игровой материал и наглядные пособия : набор известных уже детям букв, предметные картинки.

Описание: каждому ребенку раздается карточка с одной из известных детям букв. Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный предмет. Фишки получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.

Игра «Вертолина».

Цель : развивать умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука.

Игровой материал и наглядные пособия : два фанерных диска, наложенных друг на друга (нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор); фишки.

Описание: дети по очереди вращают диск. Ребенок должен назвать слово на ту букву, на которой останавливается сектор-прорезь. Выполнивший задание правильно получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, определяется победитель.

Игра «Лого».

Цель: развивать умения выделять первый звук в слоге, соотносить его с буквой.

Игровой материал и наглядные пособия : большая карточка лото, разделенная на четыре квадрата (в трех из них изображения предметов, один квадрат пустой) и карточки-покрышки с изученными буквами для каждого ребенка; для ведущего набор отдельных маленьких карточек с изображениями тех же предметов.

Описание: ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает, у кого есть этот предмет. Ребенок, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой соответствующей буквы. Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.

Примерный материал: аист, утка, ослик, хвост, сом. роза, лампа и т. д.

Игра «Цепочка».

Цель: развивать умение выделять первый и последний звук в слове.

Описание: один из детей называет слово, рядом сидящий подбирает новое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т. д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

Игра «Где спрятался звук?».

Цель : развивать умение устанавливать место звука в слове.

Игровой материал и наглядные пособия : у воспитателя набор предметных картинок; у каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная с гласным звуком, синяя с согласным).

Описание : педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

Игра «Где наш дом?».

Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4, или 5).

Описание : дети делятся на две команды. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители каждой команды выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другой команды. За каждый правильный ответ засчитывается очко, выигравшим считается тот ряд, игроки которого наберут большее количество очков. Эту же игру можно проводить индивидуально.

Примерный материал : ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.

Игра «Чудесный мешочек».

Цель

Игровой материал и наглядные пособия : мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.

Описание: дети по порядку подходят к столу, вынимают из мешочка предмет, называют его. Слово повторяется по слогам. Ребенок называет количество слогов в слове.

Игра «Телеграф».

Цель : развивать умение делить слова на слоги.

Описание : педагог говорит: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город». Первое слово педагог произносит по слогам и сопровождает каждый слог хлопками. Затем он называет слово, а вызванный ребенок самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками. Если ребенок неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши, испорченный телеграф можно починить, то есть произнести слово правильно по слогам и отхлопать.

Игры по математике для детей старшей группы

Игра «Будь внимателен».

Цель : закреплять умение различать предметы по цвету.

Игровой материал и наглядные пособия: плоские изображения предметов разного цвета: красный помидор, оранжевая морковь, зеленая елка, синий шар, фиолетовое платье.

Описание : дети стоят полукругом перед доской, на которой размещены плоские предметы. Педагог, называя предмет и его цвет, поднимает руки вверх. Дети делают то же самое. Если цвет назван педагогом неправильно, дети не должны поднимать руки вверх. Тот, кто поднял руки, проигрывает фант. При разыгрывании фантов детям можно предложить задания: назвать несколько красных предметов, сказать, какого цвета предметы на верхней полке шкафа, и т. д.

Игра «Сравни и заполни».

Цели: развивать умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ; закреплять представления о геометрических фигурах.

Игровой материал и наглядные пособия : набор геометрических фигур.

Описание : играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображениями геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаком вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Игру можно повторить, расположив по-другому фигуры и знаки вопроса.

Игра «Заполни пустые клетки».

Цели : закреплять представление о геометрических фигурах; развивать умения сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

Игровой материал и наглядные пособия : геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трех цветов.

Описание : играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

Игра «Чудесный стаканчик».

Цель: учить определять место заданного предмета в числовом ряду.

Игровой материал и наглядные пособия: 10 стаканчиков из-под йогуртов, небольшая игрушка, помещающаяся в стаканчик.

Описание : на каждый стаканчик наклеить цифру, выбрать водящего, он должен отвернуться. За это время спрятать под один из стаканчиков игрушку. Водящий поворачивается и угадывает, под каким стаканчиком спрятана игрушка. Он спрашивает: «Под первым стаканчиком? Под шестым?» И т. д., пока не угадает. Можно отвечать подсказками: «Нет, больше», «Нет, меньше».

Игра «Праздник в зоопарке».

Цель: учить сопоставлять число и количество предметов.

Игровой материал и наглядные пособия : мягкие игрушки, счетные палочки (пуговицы).

Описание : поставить перед ребенком игрушки животных. Предложить их «покормить». Воспитатель называет число, а ребенок выкладывает перед каждой игрушкой нужное количество палочек (пуговиц).

Игра «Длинномер».

Цель : закреплять понятия «длина», «ширина», «высота».

Игровой материал и наглядные пособия : полоски бумаги.

Описание : педагог загадывает какой-нибудь предмет (например шкаф) и делает узкую бумажную полоску, равную его ширине. Чтобы найти отгадку, ребенку надо будет сравнить ширину разных предметов, находящихся в комнате, с длиной полоски. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его длину.

Игра «Пройди в ворота».

Игровой материал и наглядные пособия: карточки, «ворота» с изображением чисел.

Описание: детям раздаются карточки с разным числом кругов. Чтобы пройти в «ворота», каждому необходимо найти пару, то есть ребенка, число кругов которого в сумме с кругами на собственной карточке даст число, показываемое на «воротах».

Игра «Разговор чисел».

Цель : закреплять прямой и обратный счет.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с числами.

Описание : дети-«числа» получают карточки и становятся друг за другом по порядку. «Число 4» говорит «числу 5»: «Я меньше тебя на один». Что же «число 5» ответило «числу 4»? А что сказало «число 6»?

Игра «Не зевай!».

Цели: закреплять знание счета от 1 до 10, умение читать и записывать числа.

Игровой материал и наглядные пособия : числовые карточки, фанты.

Описание : детям раздаются карточки с цифрами от 0 до 10. Педагог рассказывает сказку, в которой встречаются разные числа. При упоминании числа, которое соответствует цифре на карточке, ребенок должен ее поднять. Кто не успел быстро выполнить это действие, тот проигрывает (он должен отдать фант). В конце игры проводится «выкуп» фантов (решить задачу, задачу-шут- ку, отгадать загадку и др.).

Развитие речи

Соглпсно ФГОС ДО:

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Значение дидактической игры при работе на логопункте очень большое:

Развитие познавательных и умственных способностей

Развитие речи

Социально- нравственное развитие ребенка-дошкольника.

Дидактические игры можно разделить на следующие виды:

Настольно- печатные игры – могут представлять собой парные картинки, лото они развивают речевые навыки, логику, внимание, умение моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля, математические способности, .

Игры с предметами (игрушками) - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними.

Словесные игры - построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Соглпсно ФГОС ДО:

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС ДО, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А решая умственную задачу в игре, ребёнок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС

«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника».

С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные, компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру.

В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта и требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования существенным отличием является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Перед педагогами дошкольного учреждения становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми.

В каждом возрасте существует ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются психические процессы и возникают психические новообразования.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать-познавать-творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка-ИГРУ, которая для него одновременно является и развлечением, и способов познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

При организации игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС необходимо опираться на нормативно –правовые документы.

Это принципиально новые документы модернизации системы дошкольного образования, такие как, Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2014г.№03-51-46 ин/14-03 Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013г.№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26» Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и оргаизации режима работы дошкольных образовательных учреждений». Данные документы внесли значительные коррективы в определение правового поля содержания системы дошкольного образования, раскрыли необходимость пересмотра организационных и содержательных аспектов дошкольного образования, и во многом решают вопросы, связанные с развитием игровой деятельности детей-дошкольников.

В настоящее время в ФГОС дошкольного образования отмечается приоритет деятельностных технологий, одной из которых является технология игрового обучения. Уже сегодня в дошкольной педагогике начинают активно говорить об этих технологиях и вводить их в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Образовательные технологии деятельностного типа, к которым как выше мы сказали, относится технология игрового обучения,-это такие педагогические технологии, основная цель и результат которых заключается в изменении воспитанника как субъекта деятельности. Основные индикаторы технологии игрового обучения как представителя деятельностных технологий- это наличие проблемы, решение которой связано с формированием цели, и вариативность, возможность индивидуального выбора в процессе образовательной работы с педагогом.

Успешной реализации игровой деятельности и повышению у дошкольников эффективности развития игры способствует ряд условий:

1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание, игры, а вовлечение в нее. Исключение игр слишком азартных: на деньги и вещи, игр, содержащих в своих правилах действия, нарушающие общепринятые нормы морали. В игре недопустимо унижение достоинства ее участников, в том числе и проигравших. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил).

2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.

3. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников. С помощью организации игровых технологий детям передается социальный опыт игры (обучение игровым умениям и навыкам).

4. Достаточное количество времени для игры и наличие тех игрушек, которые помогают детям осуществить свой замысел, т.е. создание предметно-игровой среды.

5. При создании игровой среды следует учитывать половое различие детей (в равной степени должны соблюдаться интересы как девочек, так и мальчиков); осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением, организацию непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны (интеллектуальной, театрально-игровой, творческой, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной и игр с двигательной активностью). Это позволит детям одновременно организовать разные виды игр в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу. Важно обеспечить доступность ко всем элементам развивающей предметно-игровой среды, условия изолированности (“Вижу, но не мешаю”), отбор игр, игрушек, игрового оборудования, место для организации игровой среды.

Технология игрового обучения входит в классификацию современных образовательных технологий. И в свою очередь данная технология имеет собственную классификацию, т.к. включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Так же игровая технология должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным и занимательным.

Необходимо учитывать особенности реализации игровой технологии в ДОУ:

  1. Творческая активность педагога.
  2. Выбор игры, в ходе которой будут решены задачи – дидактические, воспитательные, развивающие, социализирующие.
  3. Учет особенностей участников игры.
  4. Учет времени проведения игры.

В современной классификации игр выделяют игры с фиксированными, открытыми правилами, игры со скрытыми правилами.

Н.А Короткова выделяет такие формы игры в образовательном процессе:

1.Игра как культурная практика: свободная сюжетная игра, свободная игра с правилами.

2.Игра, как педагогическая форма: дидактическая сюжетная игра, дидактическая игра с правилами.

Игровое обучение направляется комплексом мотивов ребенка:

  1. Познавательный- интерес к материалу, новизне событий.
  2. Аффилиация- стремление к установлению или поддержанию отношений со сверстниками и педагогом, к контакту и общению с ними.
  3. Процессуально- содержательный- побуждение к активности содержанием деятельности, а не внешними факторами.

Выделяют три типа мотивации:

1.Игровая

2. Мотивация в условиях помощи взрослому

3.Мотивация личной заинтересованности.

Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:
1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.
5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне» . Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.
Каждому ребёнку даётся посильное задание.
В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

3 тип мотивации основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Создание этой мотивации осуществляется по схеме:
1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.
3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.
Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы :

Нельзя навязывать ребёнку своё видение
- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.
- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
- действуя совместно с ребёнком, воспитатель знакомит его со своими планами, способами их достижения.
Соблюдая эти правила, педагог даёт детям новые знания, обучает их определённым умениям, формирует необходимые навыки.










Игра в содержании ФГОС ДО «I. Общие положения» основных принципов Стандарта: Один из основных принципов Стандарта: – реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. (п (4))


«для реализации образовательной программы, построенной на игре, дети должны уметь играть. Для того чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определенный уровень развития, соответствующий возрасту» Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании // Электронный журнал «Психологическая наука и образование»




В этих условиях: 1. Использование игры как педагогической формы в ряде случаев может оказаться неэффективным (дети будут подменять дидактические задачи игровыми, результативность образовательной деятельности будет вытесняться имманентной игре процессуальностью) 2. Ряд целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования не может быть достигнут при низком уровне развития игровой деятельности ребенка


«Рассматривая воспитательное значение игры, мы имеем в виду игру как форму воспитания, как средство для решения определенных воспитательных задач по отношению к детям дошкольного возраста. Между тем даже в учебной педагогической литературе игру в ее педагогическом значении часто смешивают с игрой как возрастным проявлением ребенка. Игра как деятельность ребенка развивается по своим законам» (Усова А.П. Педагогика игры и ее насущные проблемы. // Дошкольное воспитание, 1963, 1.) Игра как деятельность ребенка и игра как педагогическая (образовательно- воспитательная) форма









Проблема терминологии Творческая игра Сюжетно-ролевая игра Самодеятельная игра Фото: ДОУ 1782 Сюжетно-ролевая игра до сих пор в ряде случаев воспринимается как «организуемая взрослым» Игра, в которой присутствует воображаемая ситуация, последовательно называлась в отечественной педагогике:


© Новосёлова С.Л. О новой классификации детских игр. // Дошкольное воспитание – С. 86. или сайт «Игра. Школа С.Л.Новоселовой»


Только самодеятельные игры представляют собой ведущую деятельность и имеют решающее значение для детского развития. Как видно из таблицы, они не ограничены рамками сюжетно- ролевой игры, а представлены целым рядом подвидов, что подтверждает положение о том, что не только сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью. Однако такие игры не возникают сами собой, «на пустом месте». Для их появления и успешного развития игровой опыт ребёнка обязательно должен включать игры двух других классов.




Игра как деятельность Характеризуется целостностью - от мотива до способа действия (ребенок играет, потому что он этого хочет, он играет в то, во что хочет, и играет так, как хочет). Характеризуется эмоциональной насыщенностью, удовольствием от процесса, а не от результата. Развивается и меняет формы по мере развития (от развернутой внешней предметной деятельности до свернутой внутренней деятельности). В сформированном виде может существовать как действие в составе других видов деятельности. В игре как деятельности формируются ОСНОВНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ


Игра в содержании ФГОС ДО «IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» – «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: … … проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. …; … активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; … ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. … (4.6.)




« Специфическое развивающее влияние сюжетно- ролевой игры изучено в настоящее время явно недостаточно …, но проведению дальнейших исследований в этой области мешает смешение развития детей в игре, через игру и при помощи игровых приемов. Возникает ложное впечатление, что игра воспитывает «всё на свете».» Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // /Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1978, с. 35, вид.авт. Что формируется в игре?


« …у многих педагогов нет личной убежденности в том, что именно игра обеспечивает своевременное и полноценное развитие дошкольника» Скоролупова О.А. Игра как праздник! М., 2006, с. 4 О значении игры, или: Проблема сохранения специфики дошкольного детства в условиях МОО; О чем говорить с родителями на родительских собраниях по проблеме игры


Основные новообразования дошкольного возраста, значимые с точки зрения успешности обучения ребенка в школе: 1. Формирование внутреннего плана деятельности 2. Формирование знаковой деятельности 3. Формирование произвольности 4. Преодоление эгоцентрической позиции 5. Формирование познавательного мотива 6. Формирование способности к организации самостоятельной и совместной деятельности Что формируется в игре?


Формирование произвольности в игре Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников. // Вопросы психологии с. 100.




Игра в содержании ФГОС ДО «II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» – содержание образовательных областей определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно- исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка) какие именно игры организуются в рамках реализации программы Также обозначено, какие именно игры организуются в рамках реализации программы – «в раннем возрасте (1 год - 3 года) - … игры с составными и динамическими игрушками; – для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры…» (2.7.)


Проблемы использования игры как формы образовательной работы Ограниченные возможности сюжетной игры для решения разного рода учебно-предметных задач были показаны в исследовании Л.И. Элькониновой (1979): до определенного возраста многие реальные дидактические задачи в сюжетной игре ребенок решает в условном плане («понарошку»). Вывод исследования: «Ролевая игра не может выполнять никакие дидактические функции». Только после того, как игра может реализовываться в вербальной форме (Е.Е.Кравцова), возможно включение сюжетных (сюжетно-дидактических) игр в процесс обучения. До этого момента – используются только игровые приемы, мотивирующие ребенка на продуктивную или иную деятельность и делающие эту деятельность осмысленной.


Проблемы использования игры как формы образовательной работы Подмена дидактической игры игровыми упражнениями, т.е. игнорирование игровой задачи при педалировании дидактической, образовательной. «В дидактической игре дидактизм должен быть на уровне автодидактизма, но автодидактическая игра у нас очень слаба, она слабо развивается практикой и совершенно недостаточно разрабатывается педагогической наукой». Если игра не автодидактична, то она быстро попадает в разряд игровых упражнений: «Взрослые охотнее всего изобретают игровые упражнения». (Психология и педагогика игры дошкольника. – М.: Просвещение, – С. 341) Подмена собственно детской игры игровыми формами, что приводит к парадоксальной ситуации депривации (угнетения) игры на фоне ее тотальной эксплуатации.


Игра в содержании ФГОС ДО «III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» – «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», – «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», среди которых: «создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; … поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) … поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства …» ((2, 4))


Нужно ли учить детей играть? «Игре надо учить, особенно в раннем детстве, об этом следует заявлять достаточно смело. Но учить можно по-разному. Нельзя построить образец, который должен получиться в итоге развития, и навязать его ребёнку. Прежде всего, это не получится, а если и получится, то не будет игрой. Игра превратится в занятие». (Ф.И.Фрадкина. В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника. – М.: Просвещение, – С. 290) Если организованных игр не будет вовсе – современный ребёнок может не получить необходимого игрового опыта. Если работа педагога ограничится только организацией подобного рода игр – ребёнок так и не научится играть сам Если организованных игр не будет вовсе – современный ребёнок может не получить необходимого игрового опыта. Если работа педагога ограничится только организацией подобного рода игр – ребёнок так и не научится играть сам.




Игра в образовательной программе дошкольного образования Непосредственно-образовательная деятельность – организация дидактических игр в соответствии с содержанием образовательной работы по образовательным областям Образовательная деятельность в режиме дня – организация досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, организация совместных с педагогом сюжетных игр. Свободная деятельность – педагогическая поддержка самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных


Работа по педагогической поддержке самодеятельной игры воспитанников Группа раннего возраста – приобщение детей к разным играм (предметным (в т.ч. с составными и динамическими игрушками), сюжетным, подвижным), перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации. 2-я младшая группа – обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры (индивидуальные и малыми под- группами), формирование и развитие игровых действий, игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации Средняя группа – освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм.


Работа по педагогической поддержке самодеятельной игры воспитанников Старшая группа – обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами, создание условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение детей к разным видам игр (подвижным, с правилами, досуговым, дидактическим, народным, интеллектуальным и др.) Подготовительная – формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм- фантазированиям, играм в самодельной предметной среде.


Комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр Новосёлова С.Л., Зворыгина Е.В. Развивающая функция игры и вопросы руководства ею в раннем возрасте. // В кн.: Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. М.: НИИ ОП АПН СССР, – с Зворыгина Е.В. Формирование игровой деятельности детей в группах раннего и младшего дошкольного возраста. // Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. - М., Просвещение, Игра дошкольника. / Под ред. С. Л. Новосёловой. – М.: Педагогика, 1989 Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М.: Просвещение, 1988 Новосёлова С.Л. Система «Модуль игра». М., 2004 Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем?.. Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: Скрипторий 2003, Зворыгина Е.В. Я играю!: условия для развития первых самодеятельных сюжетных игр малышей. – М.: Просвещение, 2007 Касаткина Е.И. Игра в педагогическом процессе современного детского сада. – Вологда, 2007 Комарова Н.Ф.. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», – 157 с. (переизд.2012 –160 с.) Трифонова Е.В. Режиссерские игры дошкольников. – М.: Ирис-пресс, с. Развитие игры детей 2-3 (3-5, 5-7) лет. Методическое пособие. // Трифонова Е.В., Волкова Е.М., Иванкова Р.А., Качанова И.А. – М.: «Сфера», 2013 (2014).




Обогащение игровой культуры «воспитателю следует организовывать с детьми игры разных видов, обогащая игровой опыт детей» – 93% «воспитателю следует позаботиться о том, чтобы самостоятельные сюжетные игры имели приоритетное значение, чтобы дети преимущественно играли в них» – 7% Организация сюжетных дидактических игр – это только полдела. Вторая (а по значимости – первая) необходимая часть работы, без которой все наши усилия будут сведены на нет – это создание условий и предоставление достаточного времени для самодеятельных игр детей


Принципы усложнения игрового сюжета В норме коллективная режиссёрская игра, а также сюжетно- ролевая игра детей при наличии отдельных играющих подгрупп, может развиваться «очагово»: небольшие группы детей организуют свои игровые пространства, которые по ходу совместной игры пересекаются и снова расходятся, перегруппировываясь в совершенно ином порядке. Задача воспитателя – учить детей устанавливать и поддерживать смысловые связи между разными сюжетными линиями, незави- симо от того, сходятся ли они на данный момент или расходятся; учитывать игровые сюжеты других групп, чтобы, при необходимости, использовать их для решения собственных игровых задач. Не следует пытаться объединить всех детей в рамках единой сюжетной линии, лучше поддерживать несколько.


Принципы усложнения игрового сюжета В рамках каждой отдельной сюжетной линии также возможно усложнение ее структуры за счет использования разных сюжетных моделей. К наиболее распространенным относятся: постановка цели и движение к ней через трудности (препятствия со знаком «–») и отвлечения (препятствия со знаком «+»), которые герою нужно прео- долеть по пути к главной цели. Классические народные, а также многие авторские сказки служат прекрасной моделью построения таких сюжетов; организация сюжетной линии, в которой по ходу игры необходимо учиты- вать не только цели, интересы и задачи своего персонажа (или персонажей), а также цели и интересы других персонажей, независимо от того, играет ли «за них» один ребёнок или разные дети. Дети нередко договариваются о таких ситуациях в самодеятельных играх: «А, давай, твоя, как будто, не знала, и….», «А моя, пусть, не догадалась, что они…». Модель: комедия положений; возврат по ходу развития сюжета к происходившим ранее событиям (либо в плане воспоминаний, либо в связи с тем, что они начинают как-то влиять на текущие события) или прогнозирование события – как в рамках развивающегося сюжета («А если ты так сделаешь, то тогда произойдет…»), так и в плане предварительного планирования игрового сюжета детьми. Моделью сюжета с прогнозированием событий служат некоторые легенды и эпосы разных народов.


Активизирующее общение «Часто мы путаем воображаемую ситуацию, которая должна разворачиваться в игре самим ребёнком, и сценарий, уже придуманный кем-то и только воплощаемый ребёнком в собственной деятельности». Новикова Т.С. Значение игры для формирования учебной деятельности. // Журнал практического психолога – С. 73.




Элементы развивающей предметной среды, отвечающие требованиям трансформируемости, полифункциональности и вариативности Для детей раннего – среднего дошкольного возраста: Предметы-заместители Для детей среднего – старшего дошкольного возраста: Модульная среда является большим конструктором, из которого можно делать разнообразные постройки для игры – 34,5 % является универсальным «заместителем», ее элементы могут обозначать все, что требуется детям по сюжету игры – 86% Для детей старшего дошкольного возраста: Самодельная, в т.ч. «Макетная» среда


У детей старшего дошкольного возраста (что подтверждено наблюдениями и исследованиями) возрастает интерес к реалистической игрушке. Предмет- заместитель не устраивает ребенка. Имеющиеся игрушки также не всегда соответствуют его замыслам. Из этой ситуации существует два выхода: либо бесконечное «купи», либо ребенок начинает создавать игрушки сам. Умение самостоятельно создать необходимую игрушку – это умение создать ОРУДИЕ своей деятельности, это умение организовать собственную деятельность в соответствии со своими потребностями. Воспитательное значение самодельных игрушек известно давно. Д.В.Менджериц- кая отмечала, что «самодельные игрушки необходимы даже при самом богатом оборудовании». И она же замечала, что «в наших детских садах много самодель- ных игрушек, но они в большинстве случаев изготовляются взрослыми, причём иногда даже не употребляются в игре, а стоят на выставке. И в этом сказывает- ся непонимание особенностей ребёнка, который стремится делать всё сам». Самостоятельное изготовление ребёнком необходимых игрушек полностью разрешает противоречие между широтой игровых интересов и стремлением к реалистичной игрушке. Одновременно подобно предмету-заместителю, игрушка- самоделка позволяет строить игру, отталкиваясь не от наличной среды, а от замыла, т.е. от задач и потребностей, от образа мира самого ребёнка. Создание игрушки-самоделки – это не вектор «сделали – поиграли». Это вектор «играю – делаю для игры». Игрушка-самоделка в педпроцессе ДОО


Игровой макет, создаваемый самими детьми с помощью педагога, как элемент развивающей предметно-игровой среды детства, полностью отвечает требованиям к развивающей предметно-игровой среде, поскольку он: Представляет собой вариант организации обобщенной многофункциональной среды, позволяющей организовать игру на разные темы и сюжеты. Удобен для организации игр, продолжающихся в течение длительного времени (игра в среде, создаваемой ребенком «здесь и сейчас» чаще всего разрушается и не возобновляется). Позволяет организовать структурно сложные сюжетные игры. Позволяет ребенку найти максимально комфортное для него место в ходе общей совместной деятельности (одни дети активно развивают сюжет, действуя игрушками или реализуя ролевые диалоги, другие комментируют происходящее и предлагают советы по дальнейшему развитию сюжета, третьи активно включаются в создание предметной среды игры, четвертые наблюдают; при этом дети легко меняют свою позицию в игре, свободно переходя от одной деятельности к другой). Активизирует проектное мышление ребенка, его ручные умения, способствует обобщению опыта конструктивной деятельности, т.к. все эти навыки отрабатываются в ситуации высоко мотивированной деятельности. Позволяет организовывать различного рода дидактические игры (на историческую или географическую тематику), в которых практическое применение знаний детей способствует их переводу с поверхностного уровня ознакомления на глубинный уровень понимания.


Проблемы использования макетной среды Организуя макетную игровую среду с детьми дошкольного возраста, следует помнить о некоторых ограничениях при использовании макетов. Во-первых, макетная среда (любая: и самодельная, и полностью готовая) может оказаться не вполне подходящим вариантом организации игры для плохо играющих детей. Они с удовольствием обыгрывают макет, но не могут организовать игру вне макета. Для них макет будет прекрасной основой для проведения игровых занятий, но затем следует отойти от макетной игровой среды, перейдя на варианты организации игры с помощью предметов- заместителей. Впоследствии можно будет вернуться к играм в макетах, постепенно переходя к их самодельным вариантам. Во-вторых, макет может в определённой степени ограничивать тематику режиссёрской игры, поскольку он плохо трансформируем. Пожалуй, только ландшафтные модели изначально предполагают достаточно широкий спектр возможных тем. Создание разных по тематике макетов, решает проблему лишь отчасти, т.к. но они могут ограничивать проявление игровой инициативы ребёнка, подобно тому, как это деалает тематический игровой уголок. В-третьих, излишнее внимание к процессу создания макета, может происходить в ущерб развитию самой игры, переключая внимание педагога и детей на продуктивную деятельность. Замечательно, если ребёнок умеет создавать при необходимости различные игровые макеты, но при этом он должен уметь организовать режиссёрскую игру и вне макетной среды.


Универсальные развивающие игровые предметные среды (содержательно-насыщенные, трансформируемые, полифункциональные, вариативные, доступные и безопасные, а также всевозрастные: от младенческого до школьного возраста): «Куча песка» с разнообразными «вкраплениями» (палочки, камушки, пробки и пр.) Разнообразные поделочные материалы


Развитие игры детей » (авторы: Трифонова Е.В., Волкова Е.М., Иванкова Р.И., Качанова И.А.) Разделы: Основные проблемы игровой деятельности, в котором рассматриваются основные проблемы детской игры, актуальные на сегодняшний день, представлен современный подход к организации разных видов детской игры в условиях ДОУ. Организация игры детей разных возрастов в условиях ДОУ адресован воспитателям, работающим по Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Истоки». Он написан в полном соответствии с содержанием комплексного тематического планирования, разработанного сотрудниками НИИ дошкольного образования им. А.В.Запорожца, и содержит материалы для организации игр в течение каждой недели для каждого возрастного периода (для детей 2-3, 3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет). Приложение с описаниями рекомендуемых подвижных, традиционных и досуговых игр Где искать информацию по проблеме игры и развивающей предметной среды? 2. Сайт Игра. Научный подход С.Л.Новосёловой На сайте выложены доступные для чтения и скачивания материалы по проблеме игровой деятельности дошкольников, представляющие направление исследований, реализованное в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, впоследствии в Центре "Дошкольное детство" им.А.В.Запорожца крупным ученым, психологом, доктором наук, исследователем-эволюционистом Светланой Леонидовной Новоселовой, а также сотрудниками ее лаборатории и аспирантами. На настоящий момент на сайте представлено свыше 100 статей и брошюр, включая книги: Игра дошкольника, Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений, Система «Модуль - игра», Развивающая предметная среда, Родителям о детских играх и игрушках, Компьютерный мир дошкольника и др. Где искать информацию по проблеме игры и развивающей предметной среды?